Заключение

Итак, спорт. Какие же можно сделать выводы, основываясь на рассуждениях, приведенных выше?

Прежде всего, необходимо отметить, что с точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.

Православное христианство всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос. И хотя, может быть, мы не найдем там прямого ответа, те нормы жизни христианина, которые исповедовали святые отцы, всегда будут ориентиром для христиан, помогут определить — что хорошо, а что плохо.

В случае со спортом ситуация как раз такая. О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие — главный грех спортсменов во все времена. Ради лаврового венка и земной славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. В наши дни из-за желания побед, денег, признания ломаются жизни и души спортсменов. Бывает, происходит откровенная ложь: понятие «допинг» уже давно прочно вошло в спортивный лексикон. Подобное всегда происходит из-за того, что спорт становится главной ценностью жизни, а о Боге человек забывает.

Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.

Но все же спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как целеустремленность и усердие.

Основатель олимпийского движения барон Пьер де Кубертен, если оставить в стороне его собственные религиозные взгляды, предложил вполне христианское приложение спорта. По его мнению, спорт должен объединять людей, раскрывать для них красоту окружающего мира.

Но идеи де Кубертена провалились, поскольку попытка примирить людей, привить им нравственные ценности невозможна, если человек забывает о Том, Кто создал и утвердил нравственный закон.

И все же на основе всех приведенных выше рассуждений бесспорных выводов сделать нельзя. Все они достаточно относительны, поскольку каждый человек индивидуален. Хотя… один определенный вывод напрашивается сам собой.

Апостол Петр писал об избранности христиан, как народа Божиего: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). «Избранность» предполагает ответственность. Избранные призваны свидетельствовать о Том, Кто их избрал.

Спорт прочно вошел в нашу жизнь. Наряду со всеми противоречиями и минусами в нем присутствует немаловажный аспект, благодаря которому человек может неявно увидеть Истину или, по крайней мере, вспомнить о Ней. Задача христианина, который как-то связан со спортом,- собственным примером демонстрировать окружающим неравнодушие к Истине. Указывать на то, как надо, как должно быть. Иными словами, христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в кабинете врача команды, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона…


К СОДЕРЖАНИЮ

Дата последнего изменения: 01.10.2015