Проповедь на день памяти святителя Иоанна Милостивого

Священник Алексий Яковлев, храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

 25 ноября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь празднует память святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского.

Будущий святитель родился на Кипре в VII веке в семье знатного вельможи[1]. Был женат и имел детей. Когда супруга и дети умерли, он стал иноком и прославился своей святой жизнью. Император Ираклий и все духовенство упросили святого Иоанна занять патриарший престол в Александрии.

Святитель достойно нес архипастырское служение, заботясь о догматическом и нравственном воспитании пасомых.  Но главным своим делом он считал милостыню и благодеяния всем нуждающимся. В начале своего патриаршего служения он приказал сосчитать нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Всем им святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Два раза в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: помогал обиженным, раздавал милостыню. Три раза в неделю он посещал больницы, был известен своим кротким отношением к людям.

Святитель никогда не отказывал просящим. К примеру, два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.

Незадолго до кончины святителю Иоанну было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к Себе». Это видение предвозвестило скорую кончину Патриарха. Прибыв на Кипр, в родной город, святитель с миром отошел ко Господу, но и после смерти совершил множество чудес.

Жизнь святителя Иоанна являет для нас пример исполнения заповеди Христовой, слышанной нами в сегодняшнем Евангельском чтении: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10.27). В проявлении подвижнической любви святителя Иоанна к ближним, отражалась его любовь к Богу.

Господь не требует наших благ для Себя, потому что Ему принадлежит вселенная и исполнения ея (Пс. 49,12), но требует их для нуждающихся, которых называет «братьями Своими меньшими». Оказанную им милость  Он воспринимает так, точно она была оказана Ему Самому.

В исполнении заповеди милосердного служения ближним святитель Иоанн последовал примеру Самого Христа, который говорит о Себе: «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22. 27).

«Христос, — пишет архиепископ Димитрий Херсонский, — Владыка и Творец наш, имея славу и блаженство у Отца Своего прежде сложения мира, ради нас, грешных, оставил эту славу, смирил и уничижил Себя до образа раба, до пещеры и яслей, до бедной жизни странника, не имеющего, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Но сего мало… Он столько милосерд и многомилостив к нам, что, принесши в жертву за грехи наши Самого Себя, предал нам все сокровища благодати Своей, ниспослал нам Всесвятаго Духа Своего, питает нас Своей Плотию и Кровию»[2]. Каждая Божественная литургия это для нас — удивительное явление милости Божией, каждое чтение Символа Веры — урок милосердия.

По учению Церкви человек, сотворенный Богом, чтобы наследовать Царствие Небесное, на земле является странником, совершающим свой путь к Отечеству Небесному. С исполнением заповеди о любви к ближнему, помощи страждущему, связана вечная судьба всякого человека.

Святитель Иоанн Милостивый поучал свою паству: «Знайте, что мы не свое отдаем, но Христово». Действительно, все земные блага люди получают от Бога, абсолютного их собственника. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13)[3].

В  отличии от мировоззрения без Бога, которое внушает: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32), Церковь учит, что радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает помнить о словах Спасителя: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35).

Обычно, говоря о милостыне, мы понимаем под нею дела милости материальные: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть имеющего недостаток в одежде, посетить узника, помочь больному, принять странника. Милостыню можно совершать и духовно: утешить печального, не воздавать злом за зло, от всего сердца прощать обиды,  молиться за всех Богу, подать ближнему добрый и благовременный совет.

Но, пожалуй, самое большое, что мы можем сделать для нашего ближнего, это привести его к вере, сообщить человеку знания о Боге и знание Бога. Это очень актуально для нашего общества, так как после десятилетий давления на Церковь со стороны атеистической власти, многие наши соотечественники крещены, но мало знают о вере[4]. Если человек приходит к вере, в жизни человека многое меняется, меняются ценности, которые становятся настолько важны, насколько приближают его к Богу, насколько оправданы с точки зрения вечной жизни. Жизнь обретает смысл.

Каждый раз, совершая добрые дела милостыни, мы тем самым проповедуем Бога исполняя завет Христов: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5.16).

Подвиг милосердия совершали и святые мученики и новомученики. Так, например, сегодня мы празднуем память пятерых священномучеников, расстрелянных за веру в этот день 75 лет назад в 1937 году на Бутовском полигоне. Это протоиереи Константин и Матфей, иереи Дмитрий, Александр и Владимир.

Достаточно было любому из них отказаться от своего пастырского призвания, сказать: «Бога нет, я обманывал людей» и каждый из них мог быть отпущен, возвратиться к своей семье. Но в этом случае они не только предали бы Христа и Церковь, но и своих мучителей, обманув их в самом важном вопросе человеческой жизни – вере в Бога. Своей стойкостью в вере они проповедовали Бога и оказали милость палачам.

Формирование ценности милосердия у русских людей начиналось с самого раннего возраста, точнее даже с внутриутробного периода, когда будущая мама особенно старалась вести богоугодную жизнь, усердно благотворила, по возможности чаще посещала храм, участвуя в таинствах исповеди и причащения. С детских лет ребенка приучали пониманию своей ответственности не только перед близкими, но и пред Богом[5].

Пример святителя Иоанна Милостивого, о котором простые, некнижные люди знали из чтения житий святых в храмах, на протяжении поколений воодушевлял многих русских людей, также, как и примеры праведного Авраама, святого Филарета Милостивого, святителя Николая архиепископа Мир Ликийских и других святых прославившихся подвигами милосердия.

Во многом благодаря глубокой вере в нашем народе, взгляды и поступки, связанные с состраданием, сочувствием, оказанием помощи в самых разных ее видах, имели исключительно широкое и устойчивое распространение[6]. Например, самоотверженно помогали  во время и после пожаров, которые были подлинным бедствием русской деревянной деревни. К погорельцам относились с жалостью, старались их утешить, как словом, так и делом. Брать за такую помощь деньги считалось  большим  грехом. В некоторых местах «погорельцы не ходили  за подаянием, а ждали и были уверены, что каждый сам придет к ним с помо­щью по силе и возможности». Повсеместно было распространено самое радушное гостеприимство, причем, даже бедные семейства готовы были поделиться последним.

В творении милостыни особое место занимало представление о важности соблюдения тайны, чтобы тот, кому предназначена милость, не мог бы поблагодарить, дабы благотворителю не потерять награду на небесах. Глубокое понимание необходимости милостыни в русском народе отразилось и в пословицах: «Милостыня перед Богом оправдает»; «Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их»[7].

Сам святитель Иоанн Милостивый сообщает, что за свою жизнь раздал десять тысяч золотых монет, полученных от приношений боголюбцев. Это свидетельствует о прекрасной организации Александрийской паствы, посредством которой и возможно было осуществить столь обширное социальное служение.

Сегодня в нашей Церкви социальное служение координирует Синодальный отдел по церковной благотворительности. Благодаря его деятельности получили помощь тысячи людей, и не только в России, но и пострадавшие от цунами в Японии, и многие нуждающиеся в Косове и других странах.

При каждом Московском храме есть ответственный за социальное служение, который помогает прихожанам осуществить дела милосердия. Как правило, в храм ходят очень хорошие люди, во всяком случае, люди, которые стараются с помощью Божией стать лучше. Совместное участие в социальном служении – это возможность познакомиться и подружиться с этими людьми, стать членом церковной общины.

Дорогие братья и сестры, в день памяти святителя Иоанна Милостивого, попросим его святых молитв, дабы и нам быть достойными последователями Христа в служении ближним.

 

Аминь.

 


[1] Для краткого изложения жития Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского использовалось его житие в редакции святителя Димитрия Ростовского.  http://www.idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib1378

[2] Дмитрий (Муретов), архиеп. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд / Рука дающего не оскудеет. М., 2001. С.197-198.

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава 7.  http://www.wco.ru/biblio/books/koncep1/Main.htm

[4] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. http://p2.patriarchia.ru/781/526/1234/Konzepzia.doc С.5.

[5] См. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях Русского народа. М.2001. С.164-169.

[6] См. Громыко…Указ соч. С.183-196.

[7] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. М. 1954. С. 326.

Дата последнего изменения: 29.12.2012