Выдержки из статьи, опубликованной на сайте Отдела религиозного образования и катехизации

Герман Демидов, заведующий сектором Основ православной культуры Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви:

- Преподавание религиозных культур и этики по выбору семьи школьника в наступающем учебном году в абсолютном большинстве российских школ будет проводиться в четвертых классах, один час в неделю, всего 34 учебных часа.

«Основы православной культуры» (ОПК) в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будут преподаваться школьными учителями, прошедшими соответствующую подготовку. Так же, как и другие пять предметов или модулей курса — «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

<…>

- Преподавание разных курсов православной культуры в вариативной части школьной программы, которую формируют регионы и школы, ведется уже многие годы. В этом формате разные курсы по культуре православия, ислама, иудаизма, буддизма уже не первый год, и не только в 4 классе, изучают около миллиона школьников.

Но вот в рамках обязательной части программы, как предмет в составе курса ОРКСЭ «Основы православной культуры» преподавались два учебных года в рамках федерального эксперимента в 2009-2011 годах: первый учебный год в 19 регионах и второй в 21 регионе. Итоги эксперимента были подведены осенью прошлого года и признаны положительными всеми участниками проекта. Уровень поддержки составил 80-90% и более среди родителей, учителей, администраций. 

<…>

- По принятым государственным решениям в этом учебном году должны быть охвачены все учащиеся 4-х классов. Что будет в каждой школе — определяет выбор родителей. В следующем учебном году разные религиозные культуры будут изучать более трети четвероклассников. При этом в некоторых школах и регионах религиозные культуры изучаться не будут, т.е. будут изучаться только неконфессиональные модули, но в большей части — вследствие того, что там не было реального свободного выбора у родителей.

Процесс введения преподавания религиозных культур и этики в российской школе в рамках обязательной части школьной программы координирует Межведомственный координационный совет при Министерстве образования и науки России (МКС). Федеральное министерство как исполнительный орган власти осуществляет свои полномочия, в том числе в части мониторинга запроса на изучение разных модулей ОРКСЭ всего, что связано с обеспечением школ учебниками, подготовкой нужного числа учителей.

<…>

- Проблемы известны и обусловлены нашим прошлым периодом государственного атеизма. Главной из них остается обеспечение свободного, информированного выбора при введении повсеместного изучения религиозной культуры в школах…  Кроме этого, — подготовка учителей православной культуры, учителей, которые знают и любят свой предмет. <…>

Печально известный ленинский декрет об отделении школы от Церкви давно отменен, но его инерция преодолевается с трудом, постепенно в совместной работе, когда люди начинают видеть друг в друге сотрудников, соработников, болеющих сердцем за своих детей, готовых профессионально и уважительно вместе работать в школе.

Здесь же и пути решения проблем — в постепенном, терпеливом преодолении стереотипов в отношении к Церкви, религиозному образованию и воспитанию в светской школе. Эти стереотипы уже давно не имеют оснований в законодательстве, но еще продолжают удерживать крепкие позиции в сфере образования и науки.

<…>

- В начале эксперимента было решено, что преподавать будут светские учителя. Не в смысле нерелигиозные, что было бы нарушением конституционных прав граждан по признаку отношения к религии, а в смысле — обычные школьные учителя, не священники (хотя, конечно, никаких законных ограничений для их участия в преподавании нет, если они имеют необходимое образование). Было решено, что будут преподавать школьные учителя, прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации в федеральных, региональных, муниципальных учреждениях повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Согласно методическим материалам Министерства образования к разработке программ такой подготовки и к их реализации должны привлекаться и представители религиозных конфессий, хотя эта рекомендация пока не везде выполняется.

В связи с введением преподавания во всех школах, такая подготовка в регионах, как правило, была ограничена краткими курсами на 72 часа.

<…>

Уровень подготовки учителей должен отвечать требованиям, прежде всего, заказчиков этого образования — семьи и ребенка, который будет изучать православную культуру. Родители, особенно из церковных семей, заинтересованы в специалисте, который будет и хорошим педагогом, и будет хорошо знать свой предмет, любить православную культуру.

Сразу подготовить таких учителей для всех школ в стране очевидно невозможно. Это длительный процесс, в ходе которого постепенно будет формироваться корпус школьных учителей православной культуры. Соответственно в епархиях будут также формироваться реестры учителей православной культуры, которые будут иметь соответствующее представление, рекомендацию от Церкви.

<…>

- Для экспериментальной апробации были разработаны 6 учебников и пособия, которые были напечатаны в издательстве «Просвещение» и применялись в 2009-2011 гг. в экспериментальных регионах. Они были одобрены на МКС и в методическом объединении по ОРКСЭ при МКС. Как и любые другие школьные учебники, они имеют свои плюсы и минусы, и об этом много говорилось, я не буду повторяться. Приобрести их можно в свободной продаже.

Потом появились и другие учебники. Летом на экспертизу в Синодальный отдел поступил учебник издательства «Дрофа». Он был исправлен, дополнен, чтобы получить церковный гриф и быть рекомендованным для использования в школах. Формально церковная экспертиза учебников по ОПК пока не закреплена законом. Но мы не могли бы его рекомендовать учителям. Экспертиза этого учебника подтвердила правильность нашей позиции о необходимости обязательной экспертизы всех учебников и пособий по религиозным культурам в соответствующих религиозных организациях. И насколько я знаю, и авторы, и издательство также удовлетворены нашей совместной работой, учебник стал лучше во всех отношениях.

Мы считаем, что использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях. На настоящее время это учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства «Просвещение») и упомянутый недавно получивший церковный гриф учебник по ОПК издательства «Дрофа», вернее его новый вариант, на котором будет стоять церковный гриф.

Что касается учебников по модулю «Основы мировых религиозных культур», то материалы по православию в этих учебниках мы не подвергаем экспертной проверке. Религиоведение — взгляд на религию с нерелигиозных позиций. Что там авторы пишут о православии или о других религиях — конфессии регулировать не могут. Когда создавался первый комплект учебников в 2009 году, имелась возможность их перекрестного обсуждения на МКС, но для последующих комплектов и учебников такая процедура не была предусмотрена. Хотя, конечно, она нужна, чтобы и в религиоведческих пособиях не было недостоверной информации.

Учебники по этике разрабатываются специалистами в этой сфере.

<…>

- Закон Божий как предмет преподается в православных негосударственных школах и отличается от учебного предмета по православной культуре (ОПК и т.п.) тем, что сочетает изучение православной традиции и духовно-нравственное воспитание детей в этой традиции с обучением религиозной практике, так называемым обучением религии. Отмечу, что в нашем законодательстве нет запрета и на такое образование в светской школе, и даже есть гарантия такого образования, правда, за рамками образовательной программы.  <…>

…в настоящее время, учитывая состояние нашего общества и действительные потребности наших семей, граждан актуально введение преподавания именно православной культуры. Религиозно-культурологического предмета, в рамках которого дети могут систематически знакомиться с православной традицией, культурой и воспитываться на ее ценностях и святынях. Не ставится задача приобщения ребенка к религиозной практике, подготовки к участию в богослужениях.

 

Полный текст статьи на сайте ОРОиК

Дата последнего изменения: 31.01.2013