Проповедь протоиерея Георгия Климова во вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. 03.05.2022

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня первый день церковного общественного заупокойного богослужения. Мы пришли в храм помянуть наших усопших сродников, и это поминовение особое.

В течение всего года мы болезнуем о них, скорбим, вспоминаем их, печалимся. Но пасхальное Богослужение называется Радоница, само по себе это слово говорит, что мы радуемся, и Церковь призывает нас этой радостью поделиться с нашими усопшими сродниками, с теми, кого мы любили, кем мы дорожили, кто на протяжении жизни был для нас важен и таковым остается до сих пор.

Прошла Светлая Седмица, пролетела, как единый день Пасхи Христовой: время, в которое мы призывались радоваться о своем спасении, о том, что совершил для нас Господь. Церковь – это единое Тело Христово. И хотя есть условное деление на Церковь воинствующую (земную) и Церковь Небесную (торжествующую), мы понимаем, что это все единая Церковь, главой которой является Христос, и оживотворяется Она Духом Божиим. Мы верим, что Господь дает вкусить пасхальную радость и тем, кто уже перешагнул порог вечности.

Единая Церковь, главой которой является Христос, оживотворяется Духом Божиим. Мы верим, что Господь дает вкусить пасхальную радость и нашим усопшим сродникам.

То, что в Царстве Божием открыто нашим усопшим, что они зрят, слышат, чувствуют, бесспорно, несравнимо с тем, что переживаем мы, поскольку они уже не ограничены своею плотью – грубым естеством (см.: 2 Кор. 12, 4). Но вот вопрос: насколько они переживают все это как радость? Блаженствуют ли, радуются ли они? По самому обычному житейскому опыту мы знаем, что человек, находящийся в непростых скорбных обстоятельствах, когда слышит, допустим, в соседнем доме или квартире веселие и радость, может по-разному на них реагировать. Испытывает ли он радостные, блаженные чувства за своего соседа? Не завидует ли он, не злится ли, не раздражается ли только в силу того, что радость проходит мимо него? Это, конечно, очень утрированное сравнение с тем, что может происходить там.

Но по милости Божией Церковь, состоящая из людей, живущих на земле, через молитву соборную, через творение дел милосердия как бы руками покойных наших, о которых мы молимся и которых мы любим, ходатайствует перед Господом и испрашивает, вымаливает, чтобы Он отпустил грехи усопшим и причастил их неизреченной пасхальной радости. Той радости, к которой каждый из нас устремляется, о которой мы говорим сердцами в Символе веры: «Его же Царствию не будет конца».

Церковь через молитву соборную и творение дел милосердия как бы руками покойных вымаливает, чтобы Бог отпустил грехи усопшим и причастил их пасхальной радости.

Спросим себя: а когда человек радуется? Бывает ли радость без причины? Нет, радоваться можно только о том, что́ есть: о том, чего нет, заставить себя радоваться нельзя. И поэтому, если на Пасху радуются наши сердца, это есть мощнейшее свидетельство того, что жив Господь и дар благодати Его есть в наших сердцах. Но радость происходит еще и от другого. Спроси маленького ребенка («будьте как дети» – см.: Мф. 18, 3): когда он радуется? Он радуется, когда его желания исполняются, то есть он счастлив и блаженствует. Ребенок захотел мороженое – ему мама купила мороженое, вот он и рад. Иными словами, мы радуемся, когда воля наша исполнилась.

И если мы радуемся на Пасху, это говорит о многом: значит, наша воля стала соподчиняться Божественной воле. Что нам еще искать в жизни? Там, где Бог, там, где Истина, там и радость истинная. Безусловно, все остальное может радовать и веселить, но чем дольше живет человек, тем больше понимает, что вся эта радость очень краткосрочная, как вспышка молнии: раз – и нет ее. А вот истина Господня, радость Его пребывает во век.

И поэтому в сегодняшний день мы верим, что этой радости причащаемся не только мы, но и те, за кого мы молимся. И, самое главное, мы чувствуем себя вместе с ними единым Телом Церкви Христовой.

Если мы вчитаемся в любые заупокойные молитвы, то обязательно найдем там слова о том, что некогда человеку предстоит предстать пред Господом, дать ответ и получить Его изречение о своей вечной участи: или в рай, или в ад. И если в сердце человека, который окажется перед Христом, радости не будет, то не хватит ему дерзновения сказать два простых слова, без которых не сможет состояться наше спасение: «Господи, помилуй!». Только радость в сердце о Христе Воскресшем дает нам дерзновение просить у Господа дар спасения, потому что оно есть исключительно милостью Христа.

Церковь пытается научить нас в рамках земного бытия одному: чтобы мы не возлюбили тьму, а возненавидели ее. Как только это происходит, появляется любовь ко Господу.

Сегодняшнее Евангелие по-особому настраивает нас на восприятие жизни. Христос говорит о неверующих людях, что им невозможно спастись, потому что они возлюбили тьму (см.: Ин. 3, 18). Это простые слова и, на первый взгляд, все понятно, но следует обратить внимание, что смысловой акцент здесь сделан на слове «возлюбили». Тьма – это место, где Бога как бы нет и нет всего того, что с Ним связано. Одно дело – находиться в такой тьме, а другое дело – любить эту тьму.

Все, что ни делает для нас Церковь, чему она ни пытается научить в рамках нашего земного бытия, направлено на одно: чтобы мы не возлюбили тьму, а возненавидели ее. Как только это происходит, у нас появляется любовь ко Господу.

В сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, хотелось бы всем нам пожелать, чтобы мы помнили важные слова Христа о том, что неверующий уже осужден. Ведь это очень страшное изречение. Лучше быть верующим, лучше спасаться, лучше ненавидеть тьму и любить Бога. Тогда и там, в пакибытии, когда мы услышим этот победный, торжествующий клич «Христос Воскресе!», который мы так любим здесь, на земле, он сможет вызвать в нас неизреченную бурю радости и блаженства. Аминь.

Воистину Воскресе Христос!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

 во вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница.

03.05.2022

 

Дата последнего изменения: 11.05.2022