Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. 01.05.2022

Христос Воскресе! Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Антипасхой! Это день, который, завершая восьмидневный Пасхальный День, с одной стороны, согревает сердце, с другой стороны, наводит грусть, поскольку мы снова будем входить в обычный ритм жизни.

Так устроен человек, что мало-помалу начнут охладевать наши сердца к исполнению заповедей Божиих, к участию в жизни церковной, богослужебных таинствах. Однако же никто нам не запрещает в течение всего года быть такими же преданными Господу, такими же послушными и смиренными, какими мы пытались быть в дни Святой Четыредесятницы и на Светлой Седмице.

Сегодня Святая Церковь вспоминает сошествие во ад нашего Господа. Для человека верующего и тем более для неверующего это великое таинство, которое сокрыто от глаз и в определенном смысле от понимания. Только через Откровение мы можем сказать, что что-то очень важное и серьезное произошло, но что именно, очень сложно констатировать. Песнопения Великой Субботы говорят о том, что всепожирающий ад, который ассоциируется с вечной смертью, с хищным, страшным, огромным зубастым чудовищем, начинает «потирать руки» и радуется тому, что наконец-то Вожделенный Мертвец, Который так много доставил хлопот диаволу, снисходит во ад.

Христос вводит Божественный свет в темницы ада, входит в вечную смерть, попирает ее. Святая Церковь и все человечество ликуют: темницы ада разрушены, мы освобождены.

Поскольку смерть совершилась, ад набрасывается на душу Христа, но душа Его соединена с Божеством. И вот о камень Божества сокрушаются зубы ада-всеядца, он не может этого Мертвеца удержать. Христос вводит Божественный свет в темницы ада, подобно страшному тайфуну, наводнению, которое иногда заполняет дома, погреба, выносит все, срывая с петель двери, окна. Точно так же Христос входит в эту вечную смерть и попирает ее. И ликует Святая Церковь, а в лице Церкви все человечество, поскольку темницы, заклепы ада сорваны, мы освобождены.

Наверное, поэтому праздник называется Антипасхой: с одной стороны, слово «анти» означает «вместо Пасхи», с другой стороны, «анти» – это то, что противоположно Пасхе. Воскресению противоположно сошествие во ад, но это такое победоносное сошествие, что оно и есть воскресение, попрание смерти. Для верующего человека это всегда торжество! Размышления, рассуждения о том, что же произошло, можно быть уверенным, всегда занимали умы и сердца людей.

Об этом величайшем в истории человечества событии рассуждали, конечно, и апостолы святые, в том числе и Фома. Он был внимателен ко всем словам, поступкам Господа, он очень любил Христа. В Евангелии сказано, что, когда Христос учил апостолов о том, что есть вечная жизнь и кто есть Бог, именно Фома задавал самые сложные вопросы, поставленные ребром, но жизненно, стратегически необходимые. И Христос ему отвечал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (см.: Ин. 14, 7).

А когда Христос шел в Вифанию воскрешать Лазаря, сказав, что он умер, Фома не шутя сказал: «Пойдем и мы с Ним и умрем вместе с Ним» (см.: Ин. 11, 16). Он понимал, что Христос идет на смерть, в отличие от многих апостолов, но так любил Христа, что ему, собственно, и не было смысла жить, если Христос умрет.

Фома очень любил Господа, был внимателен к Его словам, поступкам. Недоверие Фомы – перестраховка от того, чтобы не ошибиться, и Христос не осуждает за рассудительность.

И Христос действительно умирает на кресте, и Его погребают – это для Фомы ясно как день (см.: Ин. 20, 19-29). Но после он вдруг оказывается в сионской горнице среди прочих апостолов и говорят ему: «Мы видели Господа Воскресшего, Он был здесь, среди нас, с этими ранами, язвами, ребрами прободенными, но Он был, говорил с нами, мир нам преподал». И вот Фома, видя, что десять свидетельствуют, понимает, что это не может быть галлюцинацией, ошибкой, миражом. Но он понимает и другое: если это произошло, тогда все мы освобождены от смерти, вечная жизнь, блаженная жизнь – то, к чему все человечество тянулось в течение веков, тысячелетий – как вожделенная цель достигнута.

И его недоверие – десятикратная перестраховка от того, чтобы, не дай Бог, не ошибиться, и одновременно Фома, уже захлебывающийся от радости, говорит: «Пока не увижу и пока не вложу в ребра Его персты моя, не буду иметь веры». Для любого человека то, что говорит Фома, очень понятно, просто и, самое главное, Христос не осуждает за рассудительность, которую имеет человек. Да, может быть, это недоверие, но ведь то, что произошло перед Фомой, это из ряда вон выходящее событие, такого не было никогда в истории человечества, на ум не могло прийти. Что Фоме оставалось делать?

Господь не осудил, более того, засвидетельствовал, что Он, Воскресший, знает все абсолютно обо всех. И когда Он снова является на восьмой день после Своего Воскресения, а Фома уже среди учеников, то открывает, что Он слышал все, что Фома говорил, призывая его вложить свои пальцы в Его прободенные раны, окровавленные ребра. Но Фоме уже не надо этого делать. Потому что он видит перед собой Христа, ясно понимает, что слова Господа есть свидетельство всех его чаяний, есть, можно сказать, венец той любви, которую он имел ко Христу. И он произносит слова, которые дал бы Бог каждому из нас почаще произносить, но не в пустоту и не от суеты, а именно от наших уверенных в Воскресении Христовом сердец: «Господь мой и Бог мой!».

Христос наш Бог и Господин, Который заповедует нам исполнять заповеди. У раба нет своей воли, есть только воля господина, поэтому мы должны внимать Ему и спасаться.

Для каждого из нас Христос является Богом, но и Господином, у раба нет своей воли, у него есть только воля господина. И если Господин, Он же и Бог, Он же и Творец, Он же и Промыслитель, Он же и Спаситель, говорит нам, как мы должны спасаться, исполнять заповеди, то какие тут могут быть комментарии? Что нам остается делать, если мы хотим спастись? Только исполняя их, мы будем спасаться, говоря вместе с апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой».

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы предстоим перед великой тайной нашего спасения, праздник Святой Антипасхи именно об этом нам свидетельствует. Заканчивая светлые пасхальные торжества, Святая Церковь праздником Антипасхи, воспоминанием сошествия во ад нашего Господа напоминает каждому из нас о том, что простирающееся перед нами время жизни нашей – сколько кому осталось, мы не знаем – дано нам для одного: для осознания того, что нам в аду делать нечего и нужно приложить все усилия, чтобы от вечной смерти избавиться.

Аминь.

Воистину Воскресе Христос! С Праздником!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

 в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы.

01.05.2022

Дата последнего изменения: 08.05.2022