Проповедь протоиерея Георгия Климова в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. 07.04.2022

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим двунадесятым Богородничным праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! В этот день не может не ликовать душа верующего человека: перед нашими духовными взорами открыто голубое небо, открыта символическая высь, куда каждый из нас призывается и устремляется.

Событие, которое вспоминается сегодня, в глазах мира было непонятым, даже могло показаться безумным: Дева зачинает во чреве без участия мужского семени по наитию Духа Святаго. Но то, какими обстоятельствами сопровождается все это, не может не восхитить душу верующего человека. Деве, пребывающей в богомыслии за чтением Священного Писания, является архангел Гавриил и обращает слово, которое с момента грехопадения ангел человеку никогда не говорил и не мог сказать: «Радуйся!» (см.: Лк. 1, 26-56).

О чем же радоваться? Ангельский голос снова открывает небо, рай, который был закрыт, крепко заперт для человека, и вся жизнь рода человеческого, вся его история были тщетной попыткой этот рай вернуть и найти. Приветствие архангела Гавриила, обращенное к Деве Марии: «Радуйся, благословенна Ты в женах», – по сути дела, свидетельствует о том, что Бог поверил в Пречистую, не сомневается в Ней.

О чем следует радоваться по слову архангела? Снова открыто для человека небо, рай, закрытый после грехопадения, вся история человечества была тщетной попыткой его вернуть.

В событии Благовещении, как в источнике, зрится уже дело спасения человеческого рода, которое имел совершить Господь наш Иисус Христос. Неслучайно мы воспеваем в тропаре праздника, что Благовещение – это «спасения нашего главизна».

Дева Мария сначала смутилась от такого приветствия, поскольку Господь через ангела прославил Ее как величайшую среди прочих жен, а Она была смиреннейшим Существом. И когда ангел объясняет Ей, что имеется в виду и что должно произойти, Дева Мария Своим поведением и словами свидетельствует о том, что Она не только смиренна, но и еще покорна Божественной воле. Вот Ее слова: «Се Раба Господня, будет Мне по глаголу твоему». Святая Церковь говорит о том, что как только Дева произнесла эти слова, Бог Слово вселился в Ее утробу, по наитию Духа Святаго зачат был творчески. Открылась новая страница в истории рода человеческого – история вхождения в Царство Божие.

Дева Мария, пребывая в неизреченной радости духовной, в духовном восторге от того, что случилось, тотчас поспешила к сроднице, по преданию, тетке Елисавете, которая также носила дитя в течение шести месяцев в своей утробе. И когда Дева Мария приходит к Елисавете, Она слышит от нее то же самое приветствие, которое слышала от архангела. Это значит, что есть уже два свидетеля совершившегося, а по слову Божию, при двух или трех свидетелях свидетельствуется истина (см.: Мф. 18,16).

В событии Благовещении, как в источнике, зрится уже дело спасения человеческого рода, которое имел совершить Господь, это «спасения нашего главизна».

Радость Девы становится понятна, когда Она начинает произносить дивный гимн-славословие Богу, которое каждый из нас знает: «Величит душа Моя Господа и возрадовася Дух Мой о Бозе Спасе Моем». Дух возрадовался, потому что Спаситель Ее пришел, открыты Врата в вечную блаженную жизнь, и Дева, при всем своем смирении понимая, что произошло событие, которое является вожделенным для каждого жаждущего вечной жизни человека, произносит такие слова: «Се бо отныне ублажат Мя все роди». Эти слова свидетельствует о том, что каждый нормальный, адекватный человек, чувствующий себя созданным для вечной жизни и не хотящий ни в коем случае вкусить вечную смерть, не сможет не ублажить Деву, потому что Она сказала: «Да», сказала: «Да будет Мне по глаголу Твоему», – и таким образом даровала возможность всякому стать причастником великого дела спасения.

Но для верующего человека важно знать те добродетели, без которых не состоялось бы это великое событие. Мы говорим о смирении Пречистой, о Ее покорности воле Божественной, которая, наверное, в глазах Девы очень неожиданно преломилась: стало очевидно, что будут преступлены естества уставы. Но Дева, навыкшая в богомыслии через чтение Священного Писания, знала, что там, где Бог хочет, побеждается естества чин, потому что Он творит то, что хочет. И Она доверяется и покоряется Божественному зову.

Христос дает простые заповеди, необходимые для нашего спасения, но они не умещаются в нашу жизнь, и мы пытаемся или заповедь обрезать, или отказаться от ее исполнения.

Для нас это очень важный пример, ведь мы знаем, чего от нас хочет Христос, что следует нам сделать для того, чтобы в Царство Божие войти. Он дает нам заповеди, которые часто не укладываются в нашу жизнь, не умещаются в нее, и мы пытаемся или заповедь обрезать, или отказаться от ее исполнения, или придумать еще что-то для того, чтобы избавить себя от труда им следовать. Дева знала: то, что Бог скажет, то и будет. Не изнеможет, как сказал архангел Гавриил, у Бога никакой глагол.

Господь нам сказал, что сделать, чтобы в спасение войти: нужно покориться воле Божией и те простые заповеди, которые нам даны, во что бы то ни стало исполнять. Все просто. В сегодняшний день хочется, дорогие братья и сестры, пожелать всем нам евангельской простоты принятия заповедей Христовых, сопряженной с радостью о том, что через их исполнение для нас открыто спасение.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

07.04.2022

 

Дата последнего изменения: 13.04.2022