Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 13.03.2022

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с воскресным днем, а также с Торжеством Православия! Сегодня, в первый воскресный день Великого поста, после недели подвигов, пусть робких и скромных, мы, покаявшись, а многие из нас и причастившись Святых Христовых Тайн, пришли в храм возблагодарить Господа за Его великие милости.

Когда мы говорим о том, что существует такое понятие – Торжество Православия – многие задумываются, в чем оно заключается. Само по себе понятие торжество – это что-то из ряда вон выходящее, не могущее не восхитить душу человека. Чем нас может восхитить Православие? Ведь мы видим, что жизнь не особо балует нас, многие люди не могут похвалиться крепким здоровьем, внешние обстоятельства нашей жизни тоже отнюдь не восхищают и не радуют. Чем же торжествует Православие?

Несмотря на все плохое, что с нами происходит, Господь от нас не отрекается, верит в каждого из нас как в Свой образ и ждет нашего желания войти в вечную блаженную жизнь.

Оно торжествует исключительно одним: несмотря на все плохое, что происходит в нашей жизни, и внутри в нас, и во вне, Господь от нас не отрекается, Он не предает нас и никогда не предаст. Он верит в каждого из нас как в Свой образ и ждет, что в наших сердцах и умах воспламенятся желания войти в вечную блаженную жизнь. Сила благодатная будет содержать, укреплять, утверждать Церковь до скончания века, для избранных и выбравших Христа людей она выражается в непреоборимом желании быть вместе с Ним. И в этом Торжество Православия. Поэтому каждый из нас, что бы ни происходило, должен помнить, что Господь всегда с нами. «Се стою при двери и стучу», – говорит Господь (см.: Откр. 3, 20). И тот, кто «отверзает», впускает Господа в свою жизнь, в свое сердце и соединяется с Ним.

Но какие условия надо соблюсти, чтобы быть с Господом? Сегодняшнее евангельское зачало, которое повествует о призвании к апостольскому служению Нафанаила, открывает их (см.: Ин. 1, 43-51). Апостол Филипп сообщает Нафанаилу, что ученики нашли Того, о Ком говорили пророки ветхозаветные, то есть Мессию. Нафанаил отвечает просто: «Может ли быть что доброе из Назарета?». Господь говорит об этом так: «Вот воистину израильтянин, в котором нет лести или лжи». Нафанаил был потрясен этими словами, он спросил Господа: «Откуда Ты меня знаешь?». По всей вероятности, самым главным принципом жизни Нафанаила было никогда не лгать перед собою и перед другими. И Господь как сердцеведец вскрывает эту важную черту его характера.

Сила благодатная будет укреплять, утверждать Церковь до скончания века, для избранных и выбравших Христа людей она выражается в непреоборимом желании быть вместе с Ним.

А далее Христос говорит: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей». Что это были за слова? Они свидетельствовали, что Господь знает самое сокровенное, что есть в жизни Нафанаила, о чем никто не мог догадаться и чего никто не мог знать. Согласно древнейшему преданию, Нафанаил спасся во младенчестве, когда избивали вифлеемских младенцев: его кто-то спрятал под смоковницей. После этого откровения Христа все вдруг переворачивается в его душе: от предубеждения и неверия он тотчас переходит к вере. Вот его слова: «Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

Христос отвечает: «Ты Меня видишь и уверовал, но блаженны те, кто не видит и верует. Отселе будете видеть Небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это значит, что с момента пришествия в мир Христа близость Его и ангельского мира к человеку будет самая непосредственная, чего никогда раньше не было. Все это относится к каждому из нас, поскольку в своей немощи и духовной лени, погруженные в суету, мы очень слабо подвизаемся, мы очень робко верим, стесняемся верить так, как требует от нас Святая Церковь для того, чтобы дар спасения получить.

Воплотившись, соединившись с человеческим естеством, с материей, Бог освятил их. Мы призваны к вечной жизни не только душой или духом, но всем нашим естеством и плотью.

Сегодня, когда мы чествуем Господа и прославляем Его за то великое торжество, которое Он дарует нам, мы обращаемся к истории праздника. В середине IX века Византийская империя стояла практически на коленях перед иконоборческой ересью. Ересь утверждала, что поклонение перед иконой есть поклонение идолу. Святая Церковь отстаивала другую важную истину: мы не поклоняемся доске и краскам, мы поклоняемся Тому, Кто на иконе изображен, то есть Образу Божиему, через это свидетельствуя то, что Бог воплотился. Если Он воплотился, Он может быть изображаем. И самое главное: воплотившись, соединившись с человеческим естеством, с веществом как таковым, с материей, Бог освятил их. Это значит, что каждый из нас призван к вечной жизни не только душой или духом, но все наше естество и плоть наша должны готовить себя к блаженной вечности.

В предлежащем подвиге Великого поста всем нам, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы неленостное исполнение заповедей Христовых хотя бы как-то нами реализовывалось, прославляя тем самым торжествующую веру в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же слава, честь и поклонение во веки веков.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в  Неделю 1-ю Великого поста.

 13.03.2022

Дата последнего изменения: 20.03.2022