Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. 28.03.2021

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем со вторым воскресным днем Великого поста, Неделей, когда мы чествуем святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского! Сегодня Святая Церковь предложила нам апостольское чтение – отрывок из посланий апостола Павла, где он рассуждает о превосходстве служения Христова перед служением ангелов.

Это самое начало Послания к Евреям, которое начинается со слов: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Дальше следуют такие слова: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его, воссел одесную престола величия на высоте… будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (см.: Евр. 1, 1-4).

Апостол в контексте вышесказанных слов задается вопросом, почему христиане так безответственно относятся к откровению, которое слышали от Самого Спасителя через апостолов. Он говорит, что если в Ветхом завете сказанное ангелами слово было столь твердым, что за неисполнение его люди получали должное воздаяние, то «как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него» (см.: Евр. 2, 3)?

Западные богословы считали природу Фаворского Света тварной. Святитель Григорий защищал учение Церкви о том, что Фаворский Свет – это благодать Духа Святаго, Божественная энергия или Сам Бог.

Почему Церковь полагает чтение этого апостольского послания именно сегодня? Святитель Григорий Палама в середине XIV века очень мужественно отстаивал учение о Фаворском Свете. Западные богословы утверждали, что природа этого Света тварная, то есть то, что воспринимается физическими глазами человека, соответственно, и является творением. Но святитель, хорошо зная святоотеческую традицию и имея глубиннейший аскетический опыт, по просьбе афонских монахов встал на защиту истинности церковного учения о том, что Фаворский Свет есть не что иное, как благодать Духа Святаго – Божественная энергия, иными словами, есть Сам Бог.

Когда мы рассуждаем о том, что человеку очень плохо в мире без света, то часто речь идет не о том, что мы видим глазами, но о том, что мы чувствуем сердцем или созерцаем умом. Кто из нас, верующих людей, не согласится с тем, что, когда мы думаем о Боге, то чувствуем подлинную радость? Это чувство настолько захватывает, что человек часто жаждет испытать его еще и еще раз.

Но поставим вопрос: чувствование о Боге или свет, который входит в нашу душу, это тварная мысль, которая рождена разумом человека, или что-то другое? Можно сказать, что Божественная благодать действует в человеке и переживается в его сердце и сознании как свет. Значит, мы можем смело утверждать, что, когда нам становится хорошо при мысли о Боге, Сам Бог посещает нас, Он в нас, хотя и не по нашим заслугам.

Каждому из нас дано познать радость о Христе благодаря тому, что Господь вошел в нас, Он с нами. Но часто мы не дорожим этим: совершаем грехи, нередко страшные, нерадим о спасении.

Апостол Павел именно это имеет в виду, говоря о том, что каждому из нас дано в залог чувствовать и созерцать радость о Христе благодаря тому, что Господь вошел в нас, Он с нами. Но как часто мы не дорожим этим: после светлых и радостных переживаний мы запросто совершаем грехи, причем нередко страшные, смертельные. Мы нерадим о спасении, которое открывает нам и в нас Господь.

Почему это происходит и можно ли как-то от этого избавиться?

В Священном Писании, в первую очередь в Четвероевангелии, мы находим важные утверждения о свете. Сам Христос говорит: «Аз есмь свет миру» (см.: Ин 8, 12). В начале Евангелия от Иоанна, в прологе сказано: «Свет в мир пришел, и тьма Его не объяла» (см.: Ин 1, 5).

Человек, поскольку он есть образ Божий, так устроен, что его постоянно рождаемая мысль может уподобиться свету, своего рода «излучению». Христос говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет худо, то все тело будет темно, если око будет светло, то все тело будет светло. Итак, если свет, который в тебе, есть тьма, то какова же тьма?» (см.: Мф. 6, 22-23).

То, что мы мало переживаем радости о Господе, связано с тем, что Бог не может в нас войти – это место занято ложным светом нашей самости. Самость побеждает подлинное смирение.

Таким образом, то «излучение», которое часто рождает наше греховное естество, может быть тьмой, быть темным и мутным. Иногда нам становится жутко от тех переживаний, в которых мы оказываемся из-за излучаемой нами самими в себе тьмы – тех грехов и страстей, в которые мы впадаем. Но это только отражение той подлинной тьмы или ада, о которых говорит Христос.

А слова «свет во тьме светит, и тьма не объяла его», по сути дела, о том, что свет может светить только во тьме, но не может светить в ложном свете: туда, где место уже занято ложным светом, он не войдет. Пост, который возлагает на нас Святая Церковь, призывая к покаянию, должен быть направлен именно на то, чтобы избавиться от этого ложного света самости в нас самих.

И то, что мы мало переживаем радости о Господе, хотя постоянно, казалось бы, стоим в храме, пронизываемые молитвами, песнопениями, словами благодатными, связано с тем, что Бог не может в нас войти – в нас это место занято ложным светом. Именно поэтому Святая Церковь в Великий пост призывает нас стяжать смирение, то есть сделать так, чтобы Свет Божественный получил возможность доступа, входа в наши сердца и умы.

Конечно, недостаточно просто сказать: пусть Господь входит, я отрекаюсь от своих мыслей, от всего ложного. Но одних слов и желания мало. Ничего не произойдет, Господь требует от нас нечто большее. Чтобы отказаться от своей самости, постоянно мешающей нам вступить на путь единения со Христом, мы призваны к исполнению заповедей.

Чтобы свет Христовой истины вошел в нас, просветил, сделал достойными наследниками Царства Божия, мы должны быть готовы к самопожертвованию ради наших ближних.

Неслучайно евангельское чтение сегодня повествует об исцелении расслабленного, где смысловой акцент сделан не на самом болящем, а на тех, кто его приносит пред лице Господа (см.: Мк. 2, 1-12). Дело величайшей любви оказывают этому человеку четверо: по их вере Господь исцеляет расслабленного. То, что они совершают, есть свидетельство того, что в их сердцах и умах свет Христовой истины уже возсиял и они жертвенно служат этому человеку.

Итак, главным критерием или признаком того, что мы созрели для принятия света Христовой истины, чтобы он вошел в нас, просветил нас, сделал нас достойными наследниками Царства Божия, является чувство готовности к самопожертвованию ради ближних. Великий пост каждому из нас и дается для того, чтобы в этом ключе хотя бы это короткое время поработать над собой и начать творить дела милосердия.

Пусть Господь помогает нам в этом трудном, но простом деле. Ведь если мы сами не сдвинем с мертвой точки дело своего спасения, никто не сможет нам помочь.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю Великого поста.

28.03.2021

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Дата последнего изменения: 05.04.2021