Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. 14.03.2021

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня, в последнее воскресение перед Великим постом, мы пришли в храм для того, чтобы испросить прощение у Господа, Божией Матери, святых угодников Божиих, у тех людей, которых мы знали, но они уже покинули нас, и, конечно, друг у друга.

Перед поприщем Великого поста Господь для каждого из нас устанавливает это очень важное делание, чтобы мы упростили свои сердца, открыли их для Бога и покаяния.

В сегодняшний день Святая Церковь устанавливает чтение евангельского зачала, где содержатся предельно простые слова нашего Господа, которые не требуют комментариев и толкований, которые каждый из нас хорошо знает, но вместе с тем мы понимаем, как непросто их исполнить (см.: Мф. 6, 14-21). Господь говорит: «Если вы прощаете вашим ближним согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши. А если не прощаете, то и Отец не простит вам согрешений ваших».

Перед поприщем Великого поста мы должны простить то зло, которое ближние сознательно совершили против нас. Это важнейшее условие того, что и мы будем прощены Богом.

Господь призывает нас сознательно, очень мужественно отнестись к тому, что мы должны сделать по отношению к нашим ближним. То зло, которое они сознательно совершили против нас, мы должны простить. И это является важнейшим условием того, что мы будем прощены Богом.

На языке Священного Писания получить прощение от Бога и получить дар спасения, по сути дела, одно и то же. Очень важно, что после этих слов Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, которые помрачают свои лица и хотят показаться постящимися перед людьми. Ты, когда постишься, помажь голову твою, умой лице твое (то есть выгляди точно так же, как выглядишь в обычные дни перед людьми) и явись постящимся перед Отцом, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Господь призывает каждого из нас не зацикливаться на мыслях, насколько мы выглядим постящимися перед ближними. Мы вообще не должны виду подавать, что нам как-то тяжело, непросто воздерживаться от каких-то продуктов питания или развлечений, и делается это для того, чтобы постящимися явиться перед Отцом.

Но что значит явиться постящимся перед Отцом, то есть перед Богом? Ответ мы можем найти в Евангелии. Однажды, когда Христос присутствовал на вечери у одного мытаря, фарисеи и ученики Иоанновы хотели уничижить Его. Для этого они поставили перед Ним непростой вопрос: «Почему мы и ученики Иоанновы постимся много, а ученики Твои не постятся?». И на это Христос им ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда они будут поститься» (см.: Мф. 9, 14-15).

Господь неслучайно воздержание в посте уподобляет отношениям разлучившейся с женихом невесты, из этого следует, что пост – это прежде всего внутреннее делание человека.

Господь неслучайно воздержание в посте уподобляет отношениям разлучившейся с женихом невесты. Фарисеи думают, что они постятся, соблюдая обряд и воздерживаясь от каких-то определенных видов пищи. А Христос своим ответом свидетельствует, что пост – это прежде всего внутреннее делание человека.

Именно глобальнейшему переживанию человеком того, что в жизни его нет Бога, Христос уподобляет переживания невесты, если вдруг из ее жизни исчезает жених: он умер, уехал, бросил ее. В эти дни ей не хочется ни есть, ни пить, ни спать, невозможно что-то делать, ее душа кровоточит и тянется к жениху.

Господь призывает нас постараться хоть немного реализовать это чувство в своих сердцах во время Великого поста. Господь призывает нас отвлечься от внешнего, не являться постящимися перед людьми, а заняться самым главным – восчувствовать, как плохо нам без Бога, без Его светлой любви.

Конечно, для каждого из нас по-разному преломляются слова Господа из сегодняшнего Евангелия. Но главное, что в знак желания быть со Христом мы принимаем на себя подвиг воздержания. У кого-то, может быть, степень этого воздержания достаточно высока, и человек может действительно долго не есть или не пить. Кто-то только начинает. Пусть каждый сам свою меру попытается определить, помня, что и во время поста мы должны отправляться от очень важного принципа, который нам заповедует Святая Церковь, а именно избегать крайностей. И еще есть один важный принцип, который можно сформулировать примерно так: Православие очень ценит чувства, но не приветствует эмоций.

Господь призывает нас отвлечься от внешнего, не являться постящимися перед людьми, но заняться главным – восчувствовать, как плохо нам без Бога, без Его светлой любви.

В сегодняшний день, в преддверии поста мы испрашиваем друг у друга прощение. Конечно, непростой был год и мы не знаем, что будет дальше. Год назад мы стояли в храме и понимали, что сейчас будет пост, потом будет Пасха, но у многих Пасхи не было. В прошлом году Прощеным воскресением оказалось Вербное воскресение, когда последний день мы помолились, а потом храмы были закрыты. И мы понимаем, что очень слабы в этом мире, чтобы что-то регулировать, прогнозировать и планировать.

Будем помнить об этом и чаще вместе с апостолом Иаковом говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (см.: Иак. 4, 15).

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы – я как настоятель сего храма и духовенство – обложенные обычными, самыми что ни на есть человеческими немощами, хотим попросить у вас искренне, сердечно прощение за все те обиды, горечи, недоразумения, нехватку времени, которыми мы вас, может быть, обидели, огорчили. Простите нас за все грехи, которые мы совершили делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю сыропустную.

14.03.2021

 

 

 

  •  
  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    4
    Поделились
Дата последнего изменения: 18.03.2021