Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю о Страшном суде. 07.03.2021

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Неделя, или воскресный день, именуется Неделей о Страшном суде (см.: Мф. 25, 31-46), она предпоследняя в чреде подготовительных к Великому посту.

Мы с вами слышали евангельское зачало, где Господь очень доступно, в понятных словах объясняет, как Страшный Суд будет происходить. Придет Сын Человеческий во славе Своей (а слава Сына Человеческого есть слава Бога, поскольку Он является и истинным Богом) и все святые Ангелы с Ним. Тогда приведутся пред Ним все племена земные и будут поделены все люди на две категории, третьей не будет. Те, кто станет справа, Христом уподоблены овцам, то есть кротким и послушным животным, и те, кто станет слева, уподоблены козлищам, то есть непокорным, строптивым, вечно лазающим по стремнинам животным. Критерий деления тех, кто станет справа, и тех, кто станет слева, также очень прост: Христос спросит человека, оказывал ли он дела милосердия, точнее сказать, дела самопожертвования ради других людей. По сути, больше ни о чем Он спрашивать не будет.

И тот, кто засвидетельствует, что любил своего ближнего, посещал его в темнице, в больнице, поил, питал, одевал, кормил, услышит блаженный голос Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». А тот, кто засвидетельствует, что не было такого в его жизни, услышит страшные слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный для диавола и ангелов его». Вот и все повествование.

Вся наша церковная жизнь пронизана, как золотой нитью, ожиданием Страшного суда. Как говорят богословы, православное мироощущение эсхатологично.

Вся наша церковная жизнь, хотим мы этого или не хотим, молитвы, песнопения, богослужения, все то, что мы пытаемся в жизни практиковать, буквально пронизано, как золотой нитью, ожиданием Страшного суда. Как говорят богословы, православное мироощущение эсхатологично. Неслучайно одна из самых главных молитв, которую читает верующий человек, Символ Веры, заканчивается словами о том, что мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».

Находясь из раза в раз в уютной храмовой обстановке, среди ближних своих, там, где светло, сухо, тепло, не всегда приходят верующему человеку мысли о том, как Страшный суд будет происходить. Святые отцы, задумываясь над этим, говорили, что это будет событие из ряда вон выходящее, которого никогда не было в истории человечества: миллиарды людей одновременно будут приведены к Богу, к подножию Престола Славы Христа.

То, что будет происходить, только слабо можно уподобить страшным стихийным бедствиям – землетрясениям, извержениям вулканов, цунами. Но все будет гораздо мощнее и страшнее, так, что воля человеческая парализуется от действий, сопровождающих явление Сына Человеческого во славе Своей (см.: Мф. 24, 27-30). И кто там сможет что-то пролепетать, что-то сказать в свое оправдание, кто дерзнет о чем-то попросить?

На Страшный суд с воскрешенной плотью человек явится с уже написанными на челе делами: его естество будет преображено добродетелями или обезображено грехами.

Церковные святые толкователи утверждают, что Страшный суд будет происходить вовсе без изнесения приговоров: их человек не услышит. Приведенный на Страшный суд с воскрешенной плотью, он явится с уже написанными на челе делами, а само его естество будет или преображено под действием добродетелей, или обезображено страстями и грехами, которые имел человек. Никто не будет гадать, куда его пошлет Господь – в ад или в рай. Голос сердца будет однозначно свидетельствовать, где человек окажется.

Милость Божия, что для каждого из живущих пока еще открыты двери покаяния и есть возможность исправления, пока мы еще чувствуем и интуитивно ухватываем то, что нам от Страшного суда никуда не уйти: мы обязательно предстанем пред Спасителем.

В одном из Посланий мы читаем слова апостола Павла: «До тех пор пока вы ядите Хлеб Сей (апостол указывает на Евхаристию) и пьете Чашу Сию, смерть Господню возвещаете, пока Он не придет» (см.: 1 Кор. 11, 26). Это очень важная заповедь, о которой мы редко задумываемся, и часто не понимаем, о чем она.

Да, мы верим, что, согласно вышеозначенным словам, до скончания века, по учению Церкви, будет совершаться Святая Евхаристия. Но апостол говорит о другом: человек, истинно любящий Христа, помнящий с благодарностью о том, что Он распялся за него и пролил Свою Пречистую Кровь, претерпев смерть и принеся величайший дар спасения, приступает к Чаше этой Любви, свидетельствуя, что он никогда не будет совершать дела, которые бы предали, попрали Его Любовь. Только в таком соумирании Христу для мира и обеспечивается, по учению Церкви, благоприятный исход на Страшном суде.

Человек, любящий Христа, помнящий о Его распятии за него, приступает к Святой Чаше, свидетельствуя, что не будет совершать дела, предающие, попирающие Его Любовь.

В сегодняшний день Святая Церковь еще и еще раз призывает каждого из нас обеспокоиться той жизнью, которую мы ведем, возможно, начать бить во все колокола. Потому что по-честному каждый перед собой может свидетельствовать, что если бы не нужда, заставляющая нас иногда навестить больных родственников или еще что-то подобное сделать, никто из нас пальцем не пошевелил бы. Кто из нас по зову сердца, с готовностью пожертвовать своими силами, средствами, временем, пошел в темницу или в больницу, нашел голодного, бездомного, напоил, накормил, обогрел? Ведь жуткие оправдания постоянно рождает наше злое сердце: мы оправдываемся тем, что это или не тот человек, которому я бы мог помочь, или не те обстоятельства, и так далее.

Но ведь Христос не оставил нам других заповедей: на Страшный суд Он придет и нас лишь об этом спросит. Что мы будет говорить Ему? О том, что мы постились или мы молились, что мы на воздух поднимались во время молитвы, – о чем мы Ему скажем? Зачем все это будет нам, если мы самого простого, но главного, о чем Он просил, не делали и не хотели делать.

Только от боли ближнего способен растопиться страшный лед нечувствия в нашем сердце. Это единственное условие, чтобы оно смогло вместить в себя дар рая, приносимый Христом.

Но можно поставить вопрос: ведь что-то должно объективно произойти внутри меня, чтобы я услышал позыв пойти туда, куда просит Господь? Это лукавый вопрос. Ничего не произойдет, ничего внутри не щелкнет, не сработает, до тех пор пока ты себя буквально за шкирку не возьмешь и не потащишь через силу в больницу или в темницу, до тех пока ты не увидишь эту боль, это горе, эти страдания, которые испытывает человек, допустим, в темнице находящийся, пусть даже по праву осужденный, но которому очень тяжело и больно.

Ведь только от этой боли ближнего способен растопиться страшный лед того нечувствия, которое не дает нам заповедь Христову исполнять. Боль нашего сердца от страданий ближних – единственное условие, чтобы это сердце стало способным вместить в себя дар рая, который приносит Христос.

Накануне поста, когда каждому из нас предстоит покаянный подвиг, Святая Церковь пытается очень просто и четко обозначить перед нами тот важный ориентир, на который мы должны равняться и ради которого мы должны исправляться. Пусть Господь помогает нам в этом непростом физически, но духовно очень простом, элементарнейшем деле – любить ближних своих и помогать им.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю о Страшном суде.

07.03.2021

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Дата последнего изменения: 14.03.2021