Проповедь протоиерея Георгия Климова в Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.01.2021

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с великим двунадесятым Господским праздником Крещения Господня, праздником Богоявления и Святого Просвещения!

Сегодня Святая Церковь воспоминает одно из главнейших, краеугольнейших евангельских событий, когда на берега Иордана к Иоанну вышел из Назарета Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Его вид был невзрачен, многие знали, что Он был сыном плотника в Назарете, никто не примечал до этого момента за Ним никаких чудес. Но Иоанн пророческим духом прозрел, что к нему подошел Спаситель мира, и сказал Ему: «Мне должно креститься от Тебя». Господь ответил ему на это: «Оставь ныне, так надлежит нам исполнить всякую правду». И тогда Иоанн крестил Господа. Священное Писание говорит, что, когда Господь выходил из воды и молился, тотчас отверзлись небеса и Дух в виде голубя снизошел на Него, и в этот момент раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (см.: Мф. 3, 13-17).

Люди думали, что мессия – это Иоанн Креститель. Глас Божий во время крещения и низведение Духа в виде голубя на Иисуса были нужны, чтобы народ понял, к Кому относится знамение.

Мы все очень хорошо знаем и это событие, и праздник Крещения. Конечно, для верующего человека само собой разумеется, что Иисус есть Христос. Иисус есть тот обетованный Мессия, который пришел спасти мир. Но не так было на берегах Иордана. И многие люди, стоявшие там, толпы людей думали, что истинным и обетованным мессией является Иоанн Креститель. По объяснению святых толкователей, в момент, когда раздавался глас «Сей есть Сын Мой возлюбленный», потребовалось низведение Духа в виде голубя на Иисуса, чтобы народ понял, к Кому относится это знамение.

После того, как прогремели небеса и народ услышал величайшее откровение, казалось бы, все эти толпы должны были пойти за Иисусом. Но вот проходит совсем немного времени, буквально несколько недель, и Креститель с печалью говорит: «Никто не принимает свидетельства Его» (см.: Ин. 3, 31-32). Этим он хотел сказать, что количество людей, последовавших за Иисусом, несоизмеримо мало́ в сравнении с тем, сколько должно было бы пойти! Почему?

Из Египта Моисей вывел множество людей, но в землю обетованную вошли единицы. Так и для христиан принятие Таинств Крещения и Евхаристии может быть недостаточным для спасения.

Казалось бы, какое важное свидетельство: Дух в телесном виде, как говорит евангелист Лука, нисходит на Иисуса, а народ не идет за Ним. По всей вероятности, причины нужно было искать в сердечных чаяниях этих людей. Им не хотелось принимать своим спасителем Сына плотника (ср.: Мф. 13, 55), Человека, Которому негде главу приклонить (см.: Лк. 9, 58), Человека, о Котором уже в тот момент начинали говорить: «Се человек ядца и винопийца, друг мытарям и грешникам» (см.: Мф. 11, 19). Нередко обвиняли Господа в том, что Он грешник (см.: Ин. 9, 24), и даже в том, что Он бесноватый (см.: Мк. 3, 22). Ужасные обвинения! Народ не хотел принять Царство, которого не видел, но которое принес Христос, народ мечтал о царстве, о рае земном, который люди себе очень хорошо представляли.

Но уже на заре христианства апостол Павел, упреждая верующих от подобных настроений, приводит им очень нелицеприятные и страшные примеры. Все, кто вышел из Египта с Моисеем, прошли сквозь Чермное море по дну, когда расступились толщи воды и застыли. Шествуя в землю обетованную, весь народ, как и Моисей, одну и ту же духовную пищу ел и одно и то же духовное питие пил (см.: 1 Кор. 10, 1-4). Но несмотря на все это, в землю обетованную вошли единицы. Подавляющее большинство людей из-за своего ропота на Моисея и окружавших их обстоятельств, умерло, оставшись за пределами земли обетованной. Апостол Павел через эти примеры хочет сказать, что и для верующих христиан принятие Таинства Крещения и участие в Евхаристии может оказаться недостаточным для спасения.

Креститель призвал народ покаяться, изменить себя, стать лучше, чище, добрее. Внешне, в глазах других, можно и даже просто это сделать, но стать таковым по сути очень сложно.

Но тогда что же человек непременно должен сделать? Иоанн Креститель, выйдя на берега Иордана, призвал народ покаяться, изменить себя, стать лучше, чище, добрее. Весь его призыв есть, по сути дела, призыв к милосердию. Но не всегда хочется человеку стать таким. Внешне, в глазах других, пожалуй, можно и даже просто это сделать, но стать таковым по сути очень сложно.

Но Иоанн Креститель и апостол Павел, как, впрочем, и все последующие церковные учителя, всегда говорили во всеуслышание: единственный способ усвоиться Христу – сделать так, чтобы сердце наше стало милосердным. И мы понимаем, что человеку изменить себя очень сложно. Прав был евангельский персонаж Никодим, который на слова Христа о том, что человеку должно родиться свыше, сказал: «Это невозможно точно так же, как невозможно человеку вновь войти в утробу матери и родиться заново». Но Господь ему ответил: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (см.: Ин. 3, 3-5). Этими словами Христос засвидетельствовал, что невозможное человеку возможно Богу: зная немощь человеческого естества, Спаситель приносит нам великий дар благодати. И все в Церкви и ее Таинствах направлено на то, чтобы эта благодать помогала нам исполнять заповеди Божии и становиться добрее и милосерднее.

Единственный способ усвоиться Христу – сделать так, чтобы сердце наше стало милосердным. Благодать Божия в церковных Таинствах помогает верующим исполнять заповеди.

И сегодняшний день – особый день в жизни Церкви: он дает вещественное, можно сказать, осязательное свидетельство того, что благодать с нами, что Дух Святой постоянно живет в Церкви, водительствует Ее и всегда готов прийти на помощь человеку, который чает спасения, – пожалуй, это и есть самое главное. Но если человек набирает святую крещенскую воду, не понимая, зачем он это делает, условно говоря, чтобы «все было хорошо», человек этот горько ошибается. Эта вода дана нам исключительно для того, чтобы выпрямлять свои жизненные пути, чтобы быть ближе к Богу, чтобы находить в себе силы исправлять себя и жизнь вокруг себя.

И поэтому, дорогие братья и сестры, поздравляя всех вас с праздником Крещения Господня, желаем, чтобы этот дар благодати Божией, который сейчас мы будем почерпать, просвещал нашу жизнь, чтобы Бог был ближе к нам, чтобы мы всегда помнили о Нем. Молитвенно желаем всем от Господа крепкого здоровья. Пусть Он помогает нам на всех наших жизненных путях. И пусть та святая вода, которую сегодня мы принесем в свои дома, служит для нас важным напоминанием того, что Господь всегда с нами и хочет, чтобы мы всегда были с Ним.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в праздник Крещения Господня.

19.01.2021

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Дата последнего изменения: 31.01.2021