Проповедь протоиерея Георгия Климова в праздник Обрезания Господня. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 14.01.2021

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим праздником Обрезания Господня, а также с памятью Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Святая Церковь сегодня вспоминает евангельское событие о том, как в восьмой день, когда надлежало обрезать Младенца, нарекли Ему имя Иисус (см.: Лк. 2, 21).

Святые толкователи рассуждают о том, зачем Господу нужно было обрезаться. Во-первых, это было необходимо для свидетельства всем нам в качестве примера послушания закону Божию, который Господь дает человеку для спасения. Во-вторых, это необходимо было сделать Христу, поскольку, необрезанный, Он не мог войти в общество израильское, не мог посещать синагогу, не мог иметь кого-либо влияния на народ, тем более не мог быть никогда признан Мессией.

Евангелие от Луки говорит нам, что при совершении обряда обрезания нарекли Младенцу имя Иисус. По традиции иудеев имя мальчику давалось или в честь отца, или в честь кого-то из великих предков. Но в родословиях Господа, которые имеются в Евангелиях от Матфея и Луки, имени Иисус не встречается. Это значит, что имя, данное Младенцу, прообразовывало все то, что Он имел совершить в будущем. Греческое имя Иисус соответствует еврейскому имени «Иешуа» или допленному, более полному, «Иегошуа». Оно переводится «Бог спасает» или «Бог помогает». Но поскольку иудеи не могли произносить слово «Бог», то это имя было заменено на «Спаситель» или «Помощник». Неслучайно ко Христу мы так и обращаемся: Он Спаситель и Помощник для каждого из нас.

Обрезание Христа было необходимо как пример послушания закону Божию, который дан человеку для спасения. Необрезанный, Господь не мог войти в общество израильское, быть признан Мессией.

В сегодняшний праздник Обрезания Церковь, как ни странно, заповедует читать евангельское зачало о событии, связанном с 12-летним Отроком Иисусом. Однажды Он потерялся, когда община верующих Назарета, в составе которой был и Он, покинула Иерусалим после праздника Пасхи (см.: Лк. 2, 41-52). Божия Матерь с Иосифом в великой скорби искали Его и только на третий день обрели: Он находился во дворах Иерусалимского храма, сидел, окруженный старейшинами и религиозными вождями иудейскими, спрашивал их о чем-то. Писание свидетельствует о том, что старейшины дивились ответам Его. Почему?

Вообще у древних иудеев 12-летний возраст считался возрастом малого совершеннолетия, когда впервые по закону иудейские мальчик или девочка должны были явиться перед Лице Господне, то есть в Иерусалимский храм. Этим свидетельствовался тот факт, что самосознание юного человека уже способно было оценивать адекватно происходящее.

А о Господе мы можем сказать, что, будучи 12-летним отроком, Он уже очень четко понимал, осознавал то, для чего Он пришел. Потому что, когда Божия Матерь нашла Его и спросила: «Чадо, что Ты сделал с нами? Я и отец Твой с сердечной болью искали Тебя», – Он ответил им достаточно жестко: «Зачем вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». И вот это «в том, что принадлежит Отцу Моему», конечно, воля Бога Отца.

Еще будучи Отроком, Господь очень четко понимал, что пришел совершить волю Отца: взойти на крест, распяться, претерпев смерть, впустить ее в Свое естество, чтобы уничтожить.

Христос в дальнейшей евангельской истории неоднократно скажет, что пришел совершить волю пославшего Его. А воля эта очень проста – взойти на крест, и распяться, и, претерпев смерть, впустить ее в Свое естество, чтобы уничтожить. Мы на праздник Пасхи так и говорим: «Смертию смерть поправ». И 12-летний Мальчик очень четко осознает все это.

А о чем Он спрашивает религиозных вождей? По всей вероятности, Он интересуется вопросами, связанными с учением о пришествии мессии. И, услышав ответы иудейских старейшин, Он осознает, что именно неправильное понимание ими истинного учения о Мессии рано или поздно заставит Его претерпеть смерть. Другими словами, Он спрашивает их о том, что иудеи думают о том мессии, которого ждут, и понимает, что ждут они совсем не Его.

Ответ Отрока Христа был настолько неожиданным для Божией Матери и для Иосифа, что Писание говорит: «Но они не поняли сказанных Им слов» (см.: Лк. 2, 50). Скорее всего, даже Божия Матерь на тот момент была не готова принять учение о том, что Ее Сын – Мессия страждущий.

Но для каждого из нас очень важно помнить о том, какой Мессия пришел, важно понимать, как легко сбиться на путь ложного мессианства, по которому шло современное Христу иудейство: они ожидали великого, и славного, и богатого, и счастливого человека. Но пришел совсем другой – Сын плотника, Которому негде главу приклонить, Который был «друг мытарям и грешникам», как говорили о Нем фарисеи. Кого ждем мы? Какого Мессию мы хотим встретить в нашей жизни?

Почему Церковь вспоминает сегодня рассказ о 12-летнем Отроке Иисусе? Обрезание – кровоточащая и болезненная операция. Оно прообразовывало обрезание духовное или сердечное.

Но почему на праздник Обрезания Святая Церковь вспоминает рассказ о 12-летнем Отроке Иисусе? По всей вероятности, она хочет сказать о том, что обрезание сердечное, о котором в сегодняшнем Послании к Колосянам говорит апостол Павел, это очень непростое действие (см.: Кол. 2, 11-12). Обрезание – это кровоточащая и болезненная операция. И прообразовывало оно обрезание духовное или сердечное.

Евангельское повествование о том, как Божия Матерь 3 дня искала Отрока Иисуса, свидетельствует, что Господь задолго до Голгофы начал готовить Ее к тому, что Ей предстояло пережить, когда Ей Самой «оружие пронзило душу» (см.: Лк. 2, 35). И у преподобного Силуана Афонского мы найдем слова о том, что то, что пережила Божия Матерь в эти 3 дня, когда искала Своего Отрока, запредельно для каждого из нас. Но 3 дня поиска и 3 дня погребения, как говорит блаженный Феофилакт, очень схожи между собой.

Сегодня мы прославляем также святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Мы называем его вселенским великим учителем. Таким именованием святого Церковь свидетельствует, что его учения есть голос Церкви, есть общепринимаемое предание, есть голос Духа Святаго. И мы обращаемся к святителю Василию Великому как к имеющему возможность правильно пояснить нам Священное Писание.

Писание Богодухновенно. Правильно понять библейские тексты и выражаемое ими учение Церкви о спасении может лишь тот, кто находится в том же Духе, что и писавшие их.

Писание Богодухновенно, то есть его авторы находились в особом состоянии, когда создавали библейские тексты. Правильно понять эти тексты и выражаемое ими учение Церкви о спасении может лишь тот, кто находится в том же Духе, что и писавшие их.

К сожалению, мы только испрашиваем, чтобы Дух пришел к нам, но его еще нет. Но милость Божия в том, что есть те, кто в том же Духе, что и писавшие Священное Писание, прочитали и истолковали его, среди них и прославляемый сегодня святитель Василий. Поэтому к нему мы обращаемся. Конечно, очень много сделал для православной Церкви этот святой отец, его труды неисчислимы, как песок морской. Святитель Василий Великий – это великий богослов.

И тому, кто хочет кратко познакомиться с богословием святителя Василия Великого, не составит труда это сделать: молитвы евхаристического канона Литургии святителя Василия раскрывают учение Церкви о Боге как о Творце, и как о Спасителе, и как о Промыслителе.

Будем молиться святителю Василию Великому, чтобы он просвещал наши сердца и наши умы жаждой богопознания, чтобы мы открывали то истинное учение Церкви о своем Спасителе и Мессии, Господе нашем Иисусе, которое содержится в святых книгах и через которое Господь спасает каждого из нас.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в праздник Обрезания Господня.

14.01.2021

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Дата последнего изменения: 23.01.2021