Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Собор 70-ти апостолов. 17.01.2021

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодняшний день именуется Неделей перед Просвещением, поскольку он выпадает перед праздником Святого Крещения. Святая Церковь, готовя нас к этому торжеству, предлагает нашему вниманию евангельское зачало о проповеди Иоанна Крестителя, о том, как этот великий пророк готовил народ израильский к принятию истинного и обетованного Мессии.

Первая глава Евангелия от Марка начинается со слов: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия», – а потом идет повествование о проповеди Иоанна (см.: Мк. 1, 1-8). Таким образом, началом нашего спасения явилась проповедь о покаянии, которую каждый желающий поверить во Христа должен принять.

По словам святителя Игнатия, вера человека в Господа начинается не от высокого богословия, а от осознания собственной греховности. Без этого нельзя принять Христа, усвоиться Ему.

Один из великих подвижников благочестия последних времен, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что вера человека во Христа начинается не от высокого богословия, а от осознания собственной греховности. Человек, не осознающий свою греховность, не может принять Христа, не может усвоиться Ему. Но почему же для всего этого необходимо покаяние?

Человек имеет тело и душу. Заботясь о своем теле, он обязан в том числе его питать и мыть. Если он не будет иметь попечения об этом, тело начнет болеть и рано или поздно погибнет.

Точно так же до́лжно заботиться и о своей душе. Если не омывать свою душу духовною банею, как мы называем Таинство покаяния, если не питать ее словом Божиим и Таинствами церковными, то и она придет в состояние нечувствия, ее как будто не будет. Душа перестанет чувствовать не только духовный свет, но и саму себя. И тогда сбудутся слова пророка Давида, который говорит в псалме: «Человек в чести сый, не разуме́, приложи́ся скотом несмысленным и уподобися им» (см.: Пс. 43, 13). Но по милости Божией для каждого верующего человека открыто Таинство покаяния.

Сегодня мы также чествуем собор 70 апостолов. Выше, чем апостольское служение, в мире ничего не было и не будет. Ученики Христовы, будучи посылаемы на проповедь, получали от Него по человеческому разумению достаточно необычные заповеди.

Если не омывать душу духовною банею, не питать словом Божиим и Таинствами, она придет в состояние нечувствия: перестанет чувствовать духовный свет и саму себя.

Господь им сказал: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (см.: Лк. 10, 3). Таким образом, Он заповедал апостолам не иметь мстительности за те наветы и обиды, которые будут приносить им люди. Дальше Христос сказал: «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви» (см.: Лк. 10, 4). А это все было сказано для того, чтобы ученики не пеклись о житейских нуждах.

Тем самым Христос свидетельствовал, что за проповедью апостольской будет стоять Он Сам, будет ими руководить, будет всегда помогать им. И апостолы пошли в мир и проповедовали Евангелие всему творению. И мы видим, что они смогли действительно, будучи как агнцы среди волков, привести рано или поздно всю вселенную к подножию Креста Христова. И некогда греко-римская империя превратилась в  империю христианскую.

Конечно, апостолы перво-наперво проповедовали учение о покаянии. Но задумаемся: о чем они должны были говорить людям, которые не знали Единого Истинного Бога? Помимо того, что человек призван к вечной блаженной жизни, людям нужно было открыть, что эта вечная блаженная жизнь гарантируется только одним – соединением человека с вечным Богом или, говоря языком Библии, познанием Его. Но это познание возможно только через веру. А истинная вера, как было сказано, возможна только для человека кающегося, то есть пытающегося изменить себя, просветить себя.

Вечная блаженная жизнь гарантируется исключительно познанием Бога, а познание возможно только через веру. А истинная вера возможна только для искренне кающегося человека.

В каком же смысле от покаяния просвещаются человеческий ум и сердце? Человеку открывается то, что, к сожалению, он замкнут на себе, любит себя. А любя себя, нельзя полюбить Бога, довериться Ему, принять то откровение, которое Он, распинаясь за каждого из нас, приносит. Задача апостолов была сложнейшей: открыв эти евангельские истины, на которых стоит вечное спасение, расположить человечество к их принятию.

И в сегодняшний день, в преддверии праздника святого Богоявления или Просвещения, каждому из нас хочется пожелать, чтобы мы, неленостно подвизаясь в деле своего спасения, краеугольным камнем своего делания имели необходимость истинного покаяния – постоянного изменения себя. Отказавшись от любви к себе, сделаем так, чтобы Христос был в центре нашей жизни, чтобы любовь к Нему была главным движущим началом всего того, что мы делаем в этом мире.

Тогда воистину просветятся наши умы и согреются наши сердца, тогда учение о вечном спасении будет не просто благочестивым рассказом на страницах Евангелия, а откроется для нас как истинная реальность.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 32-ю по Пятидесятнице,

пред Богоявлением.

17.01.2021

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Дата последнего изменения: 03.02.2021