Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. 03.01.2021

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, который именуется Неделей перед Рождеством Христовым, Неделей святых отец, поскольку сегодня мы вспоминаем всех тех, кто послужил своею плотию и кровию для пришествия в мир Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Евангельское зачало – это первые стихи первой главы Евангелия от Матфея, достаточно протяженное перечисление имен родословной нашего Господа (см.: Мф. 1, 1-25). Евангелист Матфей оговаривается, что три великих периода родословной содержат по 14 родов. Почему именно 14 родов? Сказать сложно, потому что до сих пор окончательно не решен этот вопрос в библейской науке, но многие полагают, что число 14 связано с именем Давид. Если по-еврейски записать слово «Давид» и эти буквы, которые в древних алфавитах соответствовали цифрам, сложить, то получится число 14. Таким образом евангелист хотел доказать своим современникам-соотечественникам, для которых числовая символика имела непоследнее значение, что именно Он, Иисус из Назарета, и есть обетованный Мессия.

В родословную Христа евангелист включил и грешников, которые, несмотря на грехи и страсти в земной жизни, покаялись в злодеяниях и по отношению к себе, и к народу израильскому.

В родословной нашего Господа содержатся имена приблизительно сорока человек. Примечательно, что сегодняшнее апостольское зачало из Послания к евреям апостола Павла свидетельствует, что за каждым именем в этой родословной стоит целая история, причем не ординарная, а очень насыщенная. Жизнь, которая буквально била ключом: это и падения, и взлеты, это и добродетели, и страсти (см.: Евр. 11, 32-38). Но важно то, что в родословную евангелист Матфей из грешников включил только тех, кто, несмотря на грехи и страсти в своей земной жизни, все-таки нашел в себе силы покаяться пред Господом, хотя бы перед смертью, за те злодеяния, которые творил и по отношению лично к себе, и к народу израильскому.

Вчитываясь в книги Царств или Паралипоменон, всматриваясь в судьбы этих людей, мы удивляемся тому, что несмотря ни на что в их мироощущение, как гвоздь, было «вбито» ожидание Мессии. Что бы они ни делали, куда бы ни ходили, с кем бы ни общались, они постоянно думали об одном: в мир должен прийти Мессия, который спасет людей от смерти, греха и проклятия.

И это ожидание и ощущение того, что Мессия придет, для многих из них было движущей силой в жизни: праведники буквально сдвигали горы, и великие чудеса творили, и мертвых воскрешали, и вели предельно аскетический образ жизни. Апостол Павел пишет, что они жили так, как будто Христос уже пришел (ср. Евр. 11, 39). Это были пустынники Фиваиды, жившие за несколько столетий до Рождества Христова. Удивительно, что, не видя, не зная, не дождавшись еще пришествия Христа, не имея благодатной силы, которую получило новозаветное человечество через сошествие Духа Святаго, они подвизались так мощно и так бодро.

Праотцы подвизались так мощно, не дождавшись пришествия Христа, не имея благодатной силы, которую получило новозаветное человечество через сошествие Духа Святаго.

И неслучайно Святая Церковь накануне праздника Рождества Христова предлагает нам это чтение. Этим она хочет сказать, что для того, чтобы Бог пришел в мир, человечество в лице израильского народа, лучших его сынов, очень сильно послужило, пролив много потов и крови. И Мессия пришел. Он вошел в мир, даровал нам вечное спасение, открыл возможность спастись. Наделив абсолютно каждого человека, вне зависимости от того, жил ли он 2000 лет назад или будет жить через 5000 лет, абсолютно одинаковыми правами и возможностями на вхождение в Свое царство, Он не тронул волю человеческую. Потому что царство Мессии – это царство свободы и любви. И только тот, кто сам избирает это царство и сам хочет в него войти, может это сделать.

Сегодняшнее зачало из Послания к Евреям заканчивается удивительными словами. Перечислив сонм великих подвижников и праведников Ветхого завета, апостол говорит: И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11, 39-40). В этих словах содержится нечто, что возлагает на нас огромнейшую ответственность за то, что мы часто так теплохладно относимся к своему спасению.

Наделив каждого человека одинаковыми правами и возможностями получить вечное спасение, Господь не тронул нашу волю, ведь царство Мессии – это царство свободы и любви.

Более того, апостол Павел утверждает то, что нет человека, которого Бог из небытия вывел как бы случайно. Если человеку кажется, что это он избрал Бога, что-то о Нем услышав, откликнулся душой и решил к спасению приобщиться, он глубоко ошибается. Абсолютно каждого человека Бог вызвал из небытия исключительно для того, чтобы наследовать вечное блаженное спасение. И тот, кто пренебрегает этим деланием, совершает глубочайшую, величайшую для самого себя ошибку.

Апостол Павел говорит, что Бог предусмотрел о нас нечто большее, чтобы они не без нас достигли совершенства. Здесь слово «совершенство» не означает совершенства в плане святости или праведности, его надо понимать в смысле совершения того, чем все должно закончиться. Для праведника достигнуть совершенства будет значить исключительно одно – воскреснуть в вечную жизнь, когда душа соединится с обновленным телом и с обновленной плотью.

Оказывается, – говорит апостол Павел, – что все те величайшие праведники, которые жили задолго до Рождества Христова (например Моисей жил за 1400 лет, а Давид – за 1000 лет), до сих пор не достигли обетованного, потому что ожидают нас. Они ждут нас, радуются о тех, кто идет путем спасения, они ликуют, предощущая тот восторг и радость, которые охватят каждого из нас, когда Господь воскресит умерших в день Своего второго пришествия. Дело только за нами.

Величайшие праведники ждут нас, радуются о тех, кто идет путем спасения, предощущают наши восторг и радость, когда Господь воскресит умерших в день второго пришествия.

В эпицентре этих ожиданий и ликований стоят события Рождества Христова. Если бы Христос не пришел в мир, ничего бы не было, была бы ужасная пустота, тьма, суета сует и томление духа, как говорит премудрый Соломон. Но если все-таки пустота и суета откликаются в наших сердцах, если мы впадаем в уныние и нам непонятно, что мы делаем в этой жизни и чего мы хотим, зачем мы живем, то эти вопросы стоит задавать не Богу, а себе.

Это значит, что где-то что-то в своей жизни нужно подправить, нужно вдохновиться тем, что нас ждут великие праведники и желают нашего спасения. И в каком-то смысле они переживают за то, что, если кто-то из нас не спасется, им будет плохо. На это способна только великая любовь. Апостол Павел также говорил о том, что готов пожертвовать своим спасением для того, чтобы кто-то из его соплеменников, отвергших Христа, спасся (см.: Рим. 9, 3-4). А ведь часто бывает так, что мы живем, как будто уже Он отвергнут нами и забыт, и от этого суета и пустота входят в нашу жизнь.

Пусть не будет этого, дорогие братья и сестры, потому что Христос пришел к нам. И важнейшим свидетельством этого является церковное предание, запечатленное в великих праздниках, главным из которых является Рождество Христово. Пусть Христос Своим пришествием каждого из нас особенно в эти дни утешает и радует, согревает, просвещает наши умы, наставляет на путь в самом что ни на есть прямом смысле этого слова – на путь истинный.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 30-ю по Пятидесятнице.

03.01.2021

 

Дата последнего изменения: 10.01.2021