Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. Исцеление скорченной женщины. 13.12.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с памятью святого апостола Андрея Первозванного! Сейчас мы читали молитву апостолу Андрею, в которой он именуется покровителем русских земель, поскольку, согласно древнейшему преданию, посетил пределы нашего государства и предсказал, что на этой земле будет стоять Церковь, которая будет славить Господа до скончания века.

Апостол Андрей – это библейский персонаж, мы о нем читаем в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна он практически назван первозванным, поскольку первым откликнулся на зов Христов и вместе с апостолом Иоанном получил первое молитвенное духовное общение с Господом. Первая глава от Иоанна повествует о том, что Андрей, не сомневаясь, Кто перед ним, тотчас нашел своего брата Симона и сказал ему: «Мы нашли Того, о Ком писал Моисей», – то есть Христа (см.: Ин. 1, 41).

Апостол Андрей Первозванный – покровитель русских земель, по преданию, он посетил наши пределы и предсказал, что здесь будет стоять Церковь, славящая Господа до скончания века.

Апостол Андрей Первозванный был свидетелем, был самовидцем множества чудес и бесед Христа, как никто другой, он знал, в чем заключается учение, которое должно человека привести ко спасению. И он среди прочих апостолов был перед Воскресшим Господом, когда Господь, обратившись к ученикам, шедшим в мир, сказал: «Проповедуйте Евангелие всему творению. Тот, кто веру будет иметь и креститься, спасен будет, кто веры иметь не будет, тот будет осужден» (см.: Мк. 16, 15-16).

Говоря о необходимости иметь веру и креститься, мы, конечно, утверждаем то, что, поскольку крещение бывает только во оставление грехов, наше спасение, наша вера невозможны без таинства покаяния. Это главное в том великом делании, которым призывается заниматься каждый из нас.

К сожалению, даже верующий человек должен себе постоянно об этом напоминать, потому что множество забот и хлопот в личной, в семейной жизни, на государственной службе и даже в жизни церковной, в деле нашего спасения, нередко способны человека от этого важного делания отвлечь.

А иногда человек подспудно, интуитивно понимает, что самое сложное в этом мире – это каяться перед Господом. И он готов что угодно делать, лишь бы не заниматься этим. С чем это связано – другой вопрос. Кому-то лень, кто-то не видит своих грехов, кому-то надоело считать себя грешником, ему хочется быть праведником, а чтобы выглядеть таковым, человеку нужно свести к минимуму свои грехи, по крайней мере себе доказать, что их уже практически не существует.

Покаяние – наше главное духовное делание. Иногда человек интуитивно понимает, что самое сложное в мире – это каяться, и готов что угодно делать, лишь бы не заниматься этим.

Сегодняшнее евангельское зачало от Луки показывает нам, к чему такая суета и попытка доказать свою праведность может привести человека, в какой духовный тупик поставить, до какого безумия человек может дойти (см.: Лк. 13, 10-17).

Евангелие повествует о женщине, которая страдала страшным недугом. Писание просто говорит: ее связал сатана, она наклонилась к земле и в течение 18 лет не могла распрямиться. Она приходит в день субботний в синагогу, в собрание верующих людей, и Господь эту женщину исцеляет. Но начальник синагоги, который, как мы понимаем, хорошо знал закон Божий, наверное, многому мог научить людей, вдруг с гневом начинает обличать. Но не Христа, Господа нельзя было обличить в нарушении дня субботы, ведь Он совершил явное чудо: эту женщину в синагоге знали, наверное, все, потому что она только ее, скорее всего, и посещала как ближайшую к тому месту, где жила. Но начальник синагоги с гневом налетает на присутствующих там людей и вместо того, чтобы сказать что-то этой женщине или Христу, ко всем обращаясь, говорит: «Вы имеете 6 дней в неделю, в которые можно работать, вот в эти дни и приходите за исцелением, но день субботний нужно хранить».

И Господь обличает этого человека, называет его лицемером, потому что только лицемер, то есть тот, кто примеряет маски, может сыграть эту страшную роль – под прикрытием закона Божия пытаться дать удовлетворение своей зависти, ведь начальник синагоги завидует Христу.

Какое отношение это имеет к нам? Нередко мы в себе улавливаем недовольство тем, что кто-то приходит в храм и буквально кидается к Господу своему, неумело, не зная подчас обрядов, положений, уставов, законов, привычек – всего того, что знаем мы. И нам часто хочется обличить такого человека, сказать ему прямо или косвенно, что он не так что-то делает, что ему нужно было бы поучиться.

Господь обличает начальника синагоги: прикрываясь Законом, он хочет удовлетворить свою зависть. И мы часто недовольны поведением ближних, в простоте стремящихся ко Христу.

Из-за чего это происходит? По всей вероятности, исключительно по одной причине – человек возомнил себя праведником или как минимум очень захотел возомнить себя таковым. Человек, глядя на такого «неумеху», интуитивно чувствует, что сейчас в душе того совершается истинное Богообщение, он со слезами, с покаянием приходит и молитва у него, как огненный столб, доходит до небес. А мы стоим и смотрим с холодным сердцем, потому что понимаем, что в нашей душе не колыхнется ничего, даже за Божественной литургией, когда мы читаем, слушаем какие-то умилительные песнопения, слова молитв, часто железобетонная стена равнодушия накрывает нас. И происходит это по одной простой причине – покаяния мы не имеем, не хотим каяться, избавляться от греха, а самое главное, не знаем, для чего мы это должны сделать.

Посмотрим на второго евангельского персонажа – старая женщина, которая пришла в храм, превозмогая боль, уныние, которое захлестывало ее не год и не два, а, можно сказать, десятилетиями, идет, ползет практически в храм из последних сил. Но она не ноет и не стонет, она приходит в храм, потому что хочет Богообщения. И Господь находит ее, исцеляет ее, прославляет ее, называя «дщерью Авраамовой», то есть тем человеком, который не сомневался в обетовании Божием, которое было дано Аврааму.

Чудо исцеления скорченной женщины помещено в 13-ой главе Евангелия от Луки. Она начинается с призыва Христа к покаянию. Господу скажут о том, что галилеяне, приносящие жертвы, пострадали от Пилата, который уничтожил их во время религиозного обряда. Тогда Христос напомнил апостолам и прочим присутствующим о том, что Силоамская башня упала и раздавила под собой несколько человек. Он сказал: «Не думаете ли, что они были грешнее вас? Но если не покаетесь, все так же погибнете» (см.: Лк. 1, 31-5).

Таким образом, мы можем утверждать: то, что делала женщина, было прямым, непосредственным следствием ее искреннего покаяния, она каялась в своих грехах, она признавала правость Божию в том, что была, видимо, за какой-то свой смертный грех наказана. Но она, превозмогая боль, исповедовала истину того, что случилось с ней, и веру в то, что она будет избавлена от этого недуга.

Поведение скорченной женщины – прямое следствие ее искреннего покаяния: превозмогая боль, она исповедовала истину того, что случилось с ней, и веру в то, что будет исцелена.

И здесь мы подходим к самому главному: что такое покаяние? Ведь это не просто очиститься, избавиться от грехов, которые были у меня, стать чистым, святым, праведным, нет. Покаяние – это все то, что встает на пути у меня к реализации в моей жизни истинной и искренней любви к Богу.

И поэтому мы можем сказать, что эта женщина, как никто другой, через слово Божие, которое раздавалось в этой синагоге, через книги Ветхого Завета, как мы их называем, чувствовала глас истинного и любимого ею Бога. Она понимала, что, если не услышит этот глас, ей еще хуже будет. И она шла и получала новые силы, чтобы дальше жить и бороться, и исповедоваться, и каяться, и приобщаться к Богообщению.

Для каждого из нас это очень мощный пример того, как мы должны ценить то, что у нас есть храм, в котором раздается слово Божие, но слово уже воплотившегося Бога, сказанное для нас на понятном языке: если Ветхий Завет – это была тень будущих благ, то Новый Завет – это сам образ Истины.

Мы должны Бога благодарить за то, что это у нас есть, и, вдохновляясь самоотверженным отношением к посещению богослужения, учиться у этой женщины истинно и искренно каяться и спешить в храм. Не лежа на диване говорить: «Господи, помилуй, прости, у меня сегодня насморк, я, к сожалению, изнемог, я не могу идти», – а, вспоминая эту женщину, делать так, чтобы жизнь наша каким-то очевидным образом, не для ближних наших  (это и есть лицемерие), а для нас самих проявлялась в том, что мы каемся и стараемся полюбить Господа. Пусть Господь каждому из нас дает силы для этого самого важного в нашей жизни дела!

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 27-ю по Пятидесятнице.

13.12.2020

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Дата последнего изменения: 19.12.2020