Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче. 06.12.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, с памятью святого благоверного князя Александра Невского! Сегодня мы прославляем великого и славного покровителя нашего отечества и, самое главное, нашей Церкви. А поскольку мы являемся чадами Русской Православной Церкви, то, конечно, и каждого из нас.

На заре существования русской земли и Церкви Александр Невский был ярым поборником веры православной и делал все, чтобы русский православный народ таковым оставался на протяжении столетий и тысячелетий. И те войны, которые он вел, и те переговоры, которые он совершал как дипломат, свидетельствуют об одном: как никто другой, он знал, в чем заключается истина, красота и спасительность православия. И хотел этот великий дар дать всякому русскому человеку, чтобы он шел ко спасению.

Святой благоверный князь Александр Невский думал и о своем личном спасении, и о спасении ближних: в конце жизни он принял монашеский постриг, в схиму был пострижен с именем Алексий, молился за весь мир о том, чтобы Господь приводил к покаянию и спасал как можно больше людей. В каком-то смысле каждому он дал возможность быть причастными к православной вере.

Поставим вопрос: что самое главное даровано человеку? Конечно, это спасение. Но как мы можем войти в этот дар спасения, его принять? В чем заключается суть, стержень спасения открывает нам сегодняшняя притча о безумном богаче (см.: Лк. 12, 16-21).

Притча о безумном богаче открывает суть спасения. В чем заключается безумие богача? Он понимает, что не бессмертен, накопление богатства – его способ уйти от мысли о смерти.

В притче говорится, что одному богачу «угобзилась» или уродилась нива и он с радостью начал размышлять, куда ему сложить весь этот хлеб, поскольку его житницы слишком малы. И он решил сломать старые житницы и построить новые, забить их хлебом, зерном, большую часть, наверное, продать, получить много денег и сказать своей душе: «Душа, тебе предлежит много добра на многое время: ешь, пей, веселись!». Но Бог является этому человеку и говорит: «Безумный! В эту ночь душу твою истяжут. Кому все это останется?».

Господь Иисус Христос, рассказывающий эту притчу, заключает ее словами: «Так бывает со всяким, кто не в Бога богатеет». А что бывает со всяким? В первую очередь, можно сказать, что всякий человек, поступающий подобным образом, может быть назван безумцем. В чем заключается безумие этого богача? Нечто открывается в его рассуждении: он понимает, что не бессмертен. Он говорит: «Предлежит мне много добра на многое время». Но когда «многое время» закончится, богач понимает, что должен будет умереть, а значит то богатство, которое он скапливает, является не чем иным, как способом уйти от мысли о смерти.

Смерть может действительно раздавить человека, и чем человек больше живет на земле, тем больше пытается забыться, уйти от мысли, что рано или поздно этот порог вечности он обязательно переступит. Хорошая еда и питие, а так же все, что с ними связано, – плотское возбуждение, которое они вызывают, – могут на какое-то время человека освободить от этого плена мыслей о предстоящей смерти. Но так поступают настоящие безумцы.

Подвижники благочестия, напротив, всегда помнили о смерти, мысленно ставили себя на порог земной жизни и оплакивали свои грехи, стенали от отсутствия добродетелей и покаяния.

А человек мудрый поступит по примеру святых подвижников благочестия, которые понимали, что слова Христа: «В ночь сию душу твою истяжут», – в определенном смысле условны, то есть необязательно в эту ночь, через год или через 10 лет это случится. Но подвижники благочестия вне зависимости от того, сколько им оставалось жить, – ведь все в руках Божиих! – мысленно ставили себя прямо на порог земной жизни, как бы готовясь уже перейти в вечность, и начинали оплакивать свои грехи, стенать от своего непотребства, от отсутствия истинных добродетелей и покаяния.

И за этот плач, за это смирение Господь просвещал их умы, сердца. Духовная заря озаряла их сердца, перед ними открывался океан милосердия Божия, и они получали уверенность в том, что спастись действительно можно. Те, кому Господь давал возможность посетить блаженный мир пакибытия, а потом возвратиться, свидетельствуют как один: там очень хорошо, туда очень хочется. И апостол Павел не для красного словца говорил о том, что он желает разрешиться и со Христом быть (см.: Флп. 1, 23).

Но безумный человек думает так: да, он рано или поздно умрет, но сейчас пока не его время, можно есть, пить и веселиться. А потом, когда вдруг откроется то, что наступает его конец, он покается обязательно, он исправится, тщательно исповедует все грехи и войдет в Царство Небесное. Это большое заблуждение.

Каждый христианин должен четко для себя уяснить: мы находимся не в своей власти, не зная, когда придет Господь и потребует от нас отчета. Бог призывает нас быть постоянно бодрствующими.

Господь рассказывает притчу, чтобы каждый из нас очень четко для себя уяснил: мы находимся не в своей власти, абсолютно не зная, когда придет Он, Сын Человеческий, и потребует от нас отчета. А это значит, что каждый из нас, не теряя ни дня, ни минуты, ни мгновения, должен постоянно думать о том, что его ждет. Это непросто, это, конечно, серьезный подвиг. Но если не войти в этот подвиг, не постараться сделать так, чтобы достоянием всей моей жизни, всех моих мыслей были рассуждения о вечности, блаженной или страшной, мы будем безумными людьми.

Примечательно, что Христос, рассказав притчу, продолжает Свое поучение словами о том, чтобы человек не пристращался к миру, не рассуждал, что бы ему поесть, что бы попить, во что бы одеться. Господь призвал человека быть постоянно бодрствующим. «Пусть будут чресла ваши препоясаны и светильники горящим» (см.: Лк. 12, 35), – говорит Он.

Что значит «светильники горящи»? Наши умы должны постоянно просвещаться Божественным Откровением и в первую очередь учением Христовым. А дальше Господь приведет еще одну притчу о человеке, который служит Господину. Христос уподобляет Себя царю, который приходит с пира, и если домоуправитель будет готов и ночью встретить Господина, то он будет назван благоразумным рабом, а если не будет готовым, то будет назван безумным (см.: Лк. 12, 36-40).

Именуя себя христианами, мы свидетельствуем, что волю Господина знаем. Вот эта воля: не собирай богатств при жизни – в вечность ты не возьмешь даже тела, но заботься о своей душе.

А дальше Христос говорит: «Раб, который знал волю Господина и не исполнил, биен будет много, а не знавший волю и не исполнивший биен будет мало» (см.: Лк. 12, 47-48). Но поскольку мы именуем себя христианами, мы свидетельствуем, что волю Господина знали. И притча о безумном богаче четко обозначает эту волю: подумай о смерти, не собирай себе богатств, потому что в вечность ты не возьмешь даже своего тела, плоти, все придется оставить.

По традиции в первый воскресный день рождественского поста Церковь предлагает нам эту притчу в перспективе встречи праздника Рождества Христова. Христос приходит в мир, по словам ангелов, которые являются пастырям, чтобы эта радость была для каждого. Но радостью она может стать только в одном случае: если мы чаем воскресения мертвых, если мы думаем о жизни будущего века. А если мы ищем счастья в рамках земного бытия, думаем о том, как бы нам получше поесть, попить и во что бы нам одеться, чтобы заглушить в себе мысли о смерти, о вечности, которая перед всеми нами уже открыта, то грош нам цена.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, пусть Господь по молитвам святого благоверного Александра Невского для каждого из нас открывает не только красоту и спасительность православия, но и всю его серьезность.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 26-ю по Пятидесятнице.

06.12.2020

  •  
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились
Дата последнего изменения: 13.12.2020