Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого. 15.11.2020

Всех вас с воскресным днем, братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого (см.: Лк. 8, 26-39). Господь наш Иисус Христос со Своими учениками, переплыв Галилейское озеро, добрался в Гадаринскую страну и встретился там с лютым, свирепым, страшным человеком.

Писание дает ему простую и в то же время жестокую характеристику: он не одевался в одежды, жил в гробах, много раз был скован цепями, но разрывал эти цепи, так как был постоянно гоним бесом в пустыни, кидался на камни, но оставался при этом живым.

Конечно, для современного человека такой духовный недуг, как беснование, является чем-то легендарным, былинным, практически сказочным, потому что нам часто не хочется верить в то, что существуют бесы. Но поскольку в  Четвероевангелии мы постоянно читаем о существовании злых духов, святые апостолы неоднократно говорят о том, что цель пришествия в мир Господа заключается в том, чтобы разрушить сеть и узы диавола, его владычество, то мы как верующие люди должны очень серьезное внимание уделять учению Святой Церкви о падших духах.

Беснование – страшный недуг, который попускается человеку от Господа за то, что он при совершении осознанного греха, часто смертельного, не хочет в нем приносить покаяние.

Беснование – это страшный недуг, который, по учению отцов Церкви, попускается человеку от Господа за то, что он при совершении осознанного греха не хочет в нем приносить покаяние, причем греха преимущественно смертельного, то есть такого, в котором душа способна умереть для вечной и блаженной жизни. Но в сегодняшнем евангельском чтении говорится еще и о людях, которые вышли из Гадаринского селения просить Христа покинуть их пределы. Святые толкователи объясняют это тем, что эти люди также находились под влиянием падших духов.

Говорят, что на войне врага видно сразу, и когда человек подпадает под недуг беснования, то для него становится все очевидным: он наказан, его воля порабощена, в его душу вошел падший дух. И бесноватый чаще всего стремится к глубиннейшему покаянию и искренен в нем. И в Евангелии мы читаем, что бесноватый падает в ноги Господу, исповедует величие Христа как Бога, кланяясь Ему как Богу. Но, с другой стороны, когда Христос спрашивает: «Как имя тебе?», – порабощенная воля человека не в состоянии назвать его имя, за него отвечают бесы: «Легион имя мне, потому что нас много».

А что же люди страны Гадаринской, которые считали себя нормальными, адекватными, возможно, даже праведными людьми? Они не могли не слышать о Христе как о Чудотворце, ведь, по свидетельству евангелиста Луки, весть о Нем как о великом Пророке прошла по всей земле Иудейской. Эти люди сознательно приходят и просят Христа покинуть пределы их. Им не хочется, чтобы Господь вошел в их жизнь. Им не хочется, чтобы все то, что было нажито, возможно, непосильным трудом и принадлежало им, Господь отнял.

Гадаринцы просят Христа отойти от пределов их, ведь они также находятся под влиянием бесов. Они не хотят, чтобы Господь вошел в их жизнь, отнял у них нажитое неправедно.

Конечно, Господу не нужны их богатства и имущество. Но подсознательно всякая душа, которая встречается с Богом, зная, что Он справедливый свидетель всей твоей жизни, понимает, что все то, чем человек обладает неправильно, будет у него отнято. Именно в таком плачевном состоянии находились души гадаринцев, но обусловлено это было во многом влиянием на них падших духов.

Итак, что же мы должны знать о врагах рода человеческого? Писание говорит, что падшие духи просили Христа не гнать их в бездну, но послать в стадо свиное, и только когда Христос позволил им, они вошли в стадо свиное. Это значит, что как бы ни устрашали в помыслах человека падшие духи, какими бы свирепыми мыслями они ни мучали человека, если не попустит Бог, они бессильны. Это во-первых.

Во-вторых, по учению духовников Церкви, падшие духи не знают мыслей и помыслов человеческих. Падшие духи вечны, они живут среди людей со дня сотворения человека, поэтому приобрели колоссальнейший опыт в борьбе с человеком с целью ввести его в погибель. Но наши мысли и помыслы знает один Бог. Бесы лишь по реакции на хульные, блудные, скверные, лукавые мысли понимают, что эта мысль в человеке есть, и начинают, подседая, культивировать ее, чтобы он впал в ту или иную страсть, отрекся от Бога, перестал Ему работать, нашел услаждение в совершении греховного навыка, стал рабом греха.

Еще Христос говорит: «Царство Божие внутрь вас есть» (см.: Лк. 17, 21). Оно начинается с сердца человека. Если в сердце рай, то и человек живет в раю. Если в сердце ад, то где бы ни находился человек, он все окружающее будет переживать как ад. Диавол прекрасно знает, что в ад человека поместить очень просто: можно его рассорить с домашними, или погрузить в страшную суету, или сделать так, чтобы человек зациклился на чем-то – на политике, на быту, на проблемах – начал злиться, раздражаться, пришел в неистовство, и тогда можно отравлять ему жизнь.

Желание, чтобы всегда в твоей жизни был Господь, важный критерий того, что ты вместе с Ним, а не с кем-то другим. Тяга к покаянию – маяк, по которому надо сверять свою жизнь.

Глядя на окружающие нас обстоятельства со стороны, мы понимаем, что имеем прекрасные условия для спасения, но падшие духи так действуют на нас, что все что-то не так и не то в нашей жизни. И злость кипит, и раздражительность досаждает, и кулаки чешутся, и сплошной негатив постоянно выплескивается из нас. А нам все кажется, что мы злимся по причине того, что нам никак не дают построить вокруг себя какое-то идеальное православие, где мы могли бы удобно, с комфортом, со сладостью духовной спасаться. Не будет такого никогда!

В сегодняшний день Святая Церковь хочет донести до нас очень важное откровение о том, как мы должны быть внимательны ко всему тому, что нас окружает, стремиться постоянно быть со Христом, подобно тому как исцеленный от бесов человек хотел пойти за Христом, куда бы Он ни пошел. Желание, чтобы всегда в твоей жизни был Господь, один из очень важных критериев того, что ты вместе с Ним, а не с кем-то другим. Очень просто оказаться без Христа, в ситуации, когда сбываются Его слова: «Кто не со Мною, тот против Меня. Кто не собирает со Мною, тот расточает» (см.: Мф. 12, 30).

И еще один очень важный критерий, маяк, по которому надо постоянно сверять свою жизнь, это тяга к покаянию. Если человек внутренне желает изменить жизнь, чтобы, став чище, лучше, светлее, реализовать в себе любовь ко Христу, тогда все хорошо. А если человеку все равно, стремление украсить душу для Господа в нем отсутствует, нет сердечной теплоты, то чаще всего это свидетельствует о том, что он находится под влиянием падших духов. Да избавит каждого из нас милосердный Господь от этих страшных вещей.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.

15.11.2020

 

Дата последнего изменения: 21.11.2020