Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. 08.11.2020

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня мы прославляем святого великомученика Димитрия Солунского, воина Христова. И, обращая к нему свой молитвенный взор, мы понимаем, что Церковь Христова каждому из нас напоминает о том, что и мы являемся воинами Христовыми и принадлежим к Церкви воинствующей.

Есть ли в Священном Писании какие-то свидетельства того, что мы можем уподобиться воинам?

Христианин является воином Христовым. Мы можем уподобиться царю из притчи, который идет на войну, и очень важно понять – на какую войну мы идем и с кем воюем.

В 14-ой главе Евангелия от Луки есть повествование о том, что Господь, обращаясь к Своим ученикам и народу, сказал: «Тот, кто не берет креста своего и не следует за Мной, не может быть Моим учеником», «Если кто не возненавидит отца и матери, сестер и братьев, жену и детей и самой жизни своей, такой человек недостоин Меня» (см.: Лк. 14, 25-27). И в подтверждение Своих слов привел притчу: «Какой царь, собирающийся на войну, не сядет прежде и не рассудит, сможет ли он с 10 тысячами победить царя, который идет на него с 20 тысячами? Если он поймет, что этого сделать не может, то заблаговременно выйдет и начнет просить у мира». И дальше Христос добавил: «Соль нужная вещь, но если она потеряет силу, то что с ней делать? Она даже и в навоз не будет годна» (см.: Лк. 14, 31-35).

Итак, мы можем уподобиться царю, который идет на войну, и здесь самое главное понять – на какую войну мы идем и с кем воюем.

Сегодняшняя притча о богаче и Лазаре может помочь нам ответить на этот вопрос (см.: Лк. 16, 19-31). Все мы хорошо знаем эту притчу. Жестокосердный богач, оказавшись в аду, воззвал к Аврааму с просьбой воскресить Лазаря и послать его к своим еще живущим братьям с мыслью о том, что братья, увидев Лазаря, уверуют и покаются. Иными словами, богач просит Авраама сделать так, чтобы его братья поверили в то, что есть загробная жизнь, что есть Господь и что вечные мучения или блаженство также реальны. Но поставим вопрос: а почему богач сам не верил во все это, ведь он знал Священное Писание, он даже знал, кто такой Авраам. Почему не верил? Не хотел? Не мог?

Сомневаясь в бессмертии души и существовании загробной жизни, мы воюем с Божественным откровением, как безумный царь, идем с малым войском против Самого Господа.

Скорее всего, не хотел. И, внимательно глядя на себя, мы можем заметить, что иногда уподобляемся этому богачу, думая: «А есть ли что-то там, в пакибытии, а вдруг там пусто, ничего нет и быть не может?». От таких мыслей мы начинаем, по сути дела, воевать с Божественным откровением, которое очень четко в Священном Писании обозначает и бессмертие души, и наличие загробной жизни. Мы уподобляемся безумному царю, который с малым количеством войск идет на такого Царя, за Которым как минимум 12 легионов ангелов (ср. Мф. 26, 52-53).

И что же делать человеку? По крайней мере нужно постараться заставить себя поверить в то, что есть этот мир, который мы называем будущей вечной жизнью, что есть Господь, что есть все то, о чем Он нам говорит и нас предупреждает.

И это очень просто сделать. Писание неслучайно говорит: «Утаил сие от мудрых и разумных и открыл еси та младенцам» (см.: Лк. 10, 21). Конечно, многие «ученые» утверждают, что после земной жизни нет ничего, лишь физиологически-рефлекторные процессы, которые происходят в человеке, обусловили законы нашего мира. Но даже ребенок понимает, что бездушная, мертвая материя, неизвестно откуда появившись, не могла сама себя оживить, не могла сама дойти до такого совершенства, чтобы заговорить на языках, творить поэзию, музыку, искусство. Чем это может быть обусловлено? Исключительно одним: само собой ничего произойти не может, Господь, любящий Творец, Промыслитель стоит за этим. Прав апостол Павел: тщательное рассматривание творения открывает человеку присносущную власть и благость Божества  (ср. Рим. 1, 20).

Материя не могла сама себя оживить, дойти до совершенства, заговорить на языках, творить поэзию, музыку, искусство. Господь, любящий Творец, Промыслитель стоит за этим.

Но если мы говорим о всемогуществе Божием, о том, что Он смог сотворить бесконечный по протяженности и по времени мир, то, несомненно, Он Своим всемогуществом, вне зависимости от того, хотим мы в это верить или не хотим, может даровать индивидуально каждому из нас вечную жизнь. А вот какой она будет, мучительной или блаженной, зависит исключительно от нас. Но мы ведь не хотим принять слово Божие, не хотим жить так, как Он нас просит.

В 13-ой главе Евангелия от Луки говорится, что однажды Христу сказали, что Пилат смешал кровь людей, приносящих жертву в Иерусалимском храме, с кровью этих жертв. Господь ответил: «Не думаете ли вы, что эти люди были грешнее, чем вы? Но говорю вам: если не покаетесь, так же погибнете». А потом Сам Христос напомнил присутствующим о том, что Силоамская башня, упав, раздавила 18 человек. Обратившись к ученикам, Он сказал: «Не думаете ли вы, что те люди были грешнее, чем вы, и были должниками большими, чем вы? Но если вы не покаетесь, то погибнете» (см.: Лк. 13, 1-5). О чем это все? О смерти нашей.

Если мы заранее не предпримем меры и не пойдем просить Господа о мире, то есть не смиримся с тем, что всех нас ждет смерть, переход в мир иной, толка от нашей жизни не будет.

Нет никого, кто бы мог избежать смерти, мы не знаем, когда она придет – завтра, через год, через 20 лет – это не в нашей власти, но принять положение о том, что она произойдет, она не за горами, она за плечами, мы обязательно должны. А мы уподобляемся безумным царям, всячески протестуем и воюем против Великого Царя, имя Которому Господь Бог, Который нам объявил, что если мы заблаговременно не предпримем меры и не пойдем просить о мире, то есть не смиримся с тем, что это произойдет, никакого толка от нашей жизни не будет. И тогда мы действительно будем как соль, потерявшая свою силу, ни к чему не годный пустоцвет.

Притча о богаче и Лазаре обозначает очень четкий критерий нашего спасения и нашей веры – это Священное Писание, которое мы должны знать, из которого мы должны черпать Божественное откровение и, принимая его, исправляться. Это очень важное подспорье для каждого из нас. Не будем лениться, дорогие братья и сестры, на этом поприще, не будем страшиться того, что нам обещает Господь, примем это важное откровение о смерти как откровение не о каких-то других, неизвестных людях, но о себе.

Тогда воистину мы будем учениками Христовыми, тогда мы поймем, что очень многое в нашей жизни, то, что мы любим, а не то, что мы ненавидим, мешает нам быть той истинной солью, которая способна, предохраняя нашу духовную природу от порчи и тления, ввести нас в вечную блаженную жизнь.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 22-ю по Пятидесятнице.

08.11.2020

 

Дата последнего изменения: 15.11.2020