Проповедь протоиерея Георгия Климова в Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28.08.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с великим двунадесятым праздником Успения Божией Матери! Этот праздник именуется нередко среди верующих малой Пасхой, потому что мы прославляем Царицу неба и земли, и чем дольше живет человек и подвизается в православии, чем больше он борется со своими грехами и страстями, тем больше понимает высоту подвига Пречистой.

С одной стороны, глядя на себя, он видит, насколько человек немощен, а с другой стороны, глядя на Пречистую, он осознает, какой великий подвиг предстояния любви к Богу совершила Богородица.

Есть немало церковных песнопений, посвященных Божией Матери, которые для нас утверждают одну очень важную истину: рассуждать о Пречистой даже не всякому дозволено. Например: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука́ скверных», «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию», «Люби́ти у́бо нам, я́ко безбéдное стрáхом, удóбее молчáние» и много других.

Чем дольше человек живет и подвизается в православии, чем больше он борется со своими грехами и страстями, тем больше понимает высоту подвига Пречистой Девы.

Существуют также исторические свидетельства, которые лучше не пересказывать, но, обращаясь к оригиналу, читать, что сегодня и хотелось бы сделать. У одного из последних великих подвижников благочестия – святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова) – есть труд, посвященный Божией Матери, который называется «Изложение православного учения о Божией Матери». В нем святой отец касается очень важной для нас темы: как выглядела Божия Матерь после того, как вознесся Ее Божественный Сын.

Святитель Игнатий пишет в своем труде следующее:

«Для желающих слышать историческое свидетельство предлагаем здесь свидетельство о Богоматери современника Ее по земной жизни, святого Дионисия Ареопагита, знаменитого и ученого афинянина, обращенного в христианство святым апостолом Павлом. Когда протекли три года по принятии Ареопагитом веры в Искупителя, он посетил Богоматерь, имевшую по вознесении Господа постоянное жительство в Иерусалиме, в доме евангелиста Иоанна.

Следующее выписываем из послания святого Дионисия к апостолу Павлу: «Невероятным казалось мне, исповедуя пред Богом, о, превосходный вождь и начальник наш, чтобы кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати; никто из человеков не может постигнуть то, что видел и уразумел я при посредстве не только душевных очей, но и телесных.

В труде святителя Игнатия «Изложение православного учения о Божией Матери» приведено историческое свидетельство того, как выглядела Божия Матерь после Вознесения.

Я видел очами моими Богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего, Которую даровали мне видеть благодать Божия, снисходительность верховного Апостола (Иоанна) и неисповедимая благость и милосердие самой милостивой Девы. Паки и паки исповедую пред всемогуществом Божиим, пред благодатию Спасителя и пред славною честию Девы, Матери Его, что, когда я был введен пред лицо Богообразной Пресвятейшей Девы Иоанном, главою Евангелистов и Пророков, который, жительствуя во плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное Божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ее Божественной славы и благодати.

Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое Божественное учение и заповедание, то я признал бы Деву Богом и почтил бы Ее поклонением, подобающим единому истинному Богу, потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославленного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить, соделавшись тогда вполне блаженным и благополучным. Благодарю Превысшего и Преблагого Бога моего, Божественную Деву, преизящнейшего апостола Иоанна, также и тебя, верховного и торжествующего начальника Церкви, милостиво явившего мне такое благодеяние».

Вот эти слова. Это торжество православия для каждого из нас, это вечный призыв Бога к той славе, которую может стяжать человек. И далее:

Торжество православия, вечный призыв Бога к славе, которую может стяжать человек, в словах Церкви о том, что Божия Матерь воскресла и жительствует на небесах душою и телом.

«Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах. Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов, и святых человеков».

«Предстоя Божией Матери в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении, – пишет святитель Игнатий, – и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Прими, Владычице, эти младенческие гласы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить Твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия. Радуйся, селение Бога Слова! Радуйся, Святая святых! Радуйся, престол Вседержителя!» (свт. Игнатий (Брянчанинов), «Аскетическая проповедь», т. 4, «Изложение православного учения о Божией Матери», М., 2002, с. 416-419).

Поздравляем всех вас с этим дивным, чудесным праздником и желаем, чтобы предстательством Пречистой Богородицы дело нашего спасения налаживалось и укреплялось!

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Успение Пресвятой Владычицы нашей

Богородицы и Приснодевы Марии.

28.08.2020

 

 

 

Дата последнего изменения: 02.09.2020