Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях. 06.09.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с памятью всех святых Московской земли! Сегодня мы прославляем угодников Божиих, которые стояли на той же земле, на которой стоим мы.

И мы можем смело утверждать, что немало людей, которых мы сегодня славим, находилось и в этом храме, сподобилось быть здесь, молиться, рассуждать не только о личной судьбе, но о судьбах отечества во времена лихолетья, смутного времени нашей родины.

Прославляя святых угодников Божиих, с одной стороны, мы понимаем, насколько скоротечна жизнь. Святитель Петр, святитель Алексий Московские и множество других святых угодников Божиих подвизались здесь, в пределах нашего первопрестольного града. Когда читаешь их жития, не чувствуешь временной дистанции, кажется, что это написано о недавних днях. Истинно говорит Священное Писание: «Тысяча лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний» (см.: Пс. 89, 5). Но это значит и то, что для каждого из нас жизнь пролетит быстро, незаметно, как минула она уже у множества других людей. Внимательно глядя на себя, человек часто осознает, что с ним, в отличие от святых, ничего не произошло и, может быть, вряд ли произойдет, и от этого становится страшно.

Жизнь пролетит быстро, незаметно, как минула она уже у множества людей. Если человек осознает, что с ним, в отличие от святых, ничего не произошло и вряд ли произойдет, это страшно.

Если бы мы имели только один подвиг спасения – преподобнический, монашеский, святительский или мученический – то могли бы иметь оправдание в том, что не подходим под образ этого жития. Но поскольку среди угодников Божиих прославляются целые разряды святых, то для каждого из нас найдется пример для подражания. Мы живем и подвизаемся в миру́ и хотели бы иметь особые условия для развития нашей святости, чтобы нам была представлена возможность спасаться и спастись. Но если мы присмотримся к житиям тех, кого сегодня прославляет Церковь в лике Собора Московских святых, то найдем десятки и даже сотни угодников  Божиих, которые могли бы быть для нас образцом.

И вот вопрос: почему человек так не склонен к делу своего спасения? Ведь внутри себя, где-то в глубинах души он чувствует, что такое вечность, и понимает, что, возможно, для него вечность будет не блаженной, а мучительной. Почему человек так ленив? А может, у него есть какие-то другие причины не радеть о своем спасении?

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам притчу о злых виноградарях, где говорится отчасти о тех причинах, по которым человек не хочет в свою жизнь впустить Господа (см.: Мф. 21, 33-42). Притча повествует о том, что домовитый хозяин сдал в наем работникам виноградник, то есть изначально было оговорено, что они должны приносить или плоды, или деньги, которые будут зарабатывать за продажу винограда, выращенного не в своем винограднике, а в винограднике господина.

Немного времени спустя пришли слуги, чтобы потребовать должное. Злые работники одних из них убили, других побили камнями, третьих поколотили. Домовитый хозяин, слыша о таком беззаконии, решил послать сына, надеясь воззвать к совести работников: «Устыдятся сына моего и отдадут долг». Но злые виноградари не устыдились, не побоялись, а вывели вон из виноградника сына хозяина и убили его.

Злые виноградари имели навык попирать свою совесть, находить оправдание себе для того, чтобы грешить, и после, при обличении совести, опять извинять себя обстоятельствами.

Отчего это произошло? От навыка попирать свою совесть, постоянно находить оправдание себе для того, чтобы грешить, и после, когда совесть начинает обличать в грехе, опять оправдываться, находить причины, которые бы могли извинить меня в том, что я этот грех совершаю. От такого страшного навыка может случиться в жизни человека так называемая точка невозврата: Сын Божий захочет войти в твою жизнь, но ты, имея навык оправдывать себя во всех своих похотениях, найдешь в себе силы попрать эту Любовь, вывести Ее вон из своей жизни, сказав, что Ей нет в ней места.

Эту притчу Христос говорит в Великий Вторник, когда Он уже вошел как Мессия в Иерусалим и только 4 дня остается до Его распятия, и толпы, тысячи людей окружают и слушают Его, и в первую очередь религиозные вожди. Христос спрашивает у всех присутствующих: «Что сделает хозяин этого виноградника злым виноградарям?». И народ соборно отвечает, ответ этот прост, так как это абсолютная истина: «Злых виноградарей хозяин зле погубит и отдаст виноградник тем, кто будет честно работать в нем и приносить плоды господину  в нужное время». И Христос говорит людям: «Неужели вы никогда не читали о том, что камень, который отвергли строители, был положен во главу угла? Это от Господа и есть дивно в очах ваших» (см.: Пс. 117, 22-23).

Иными словами, Христос утверждает: как бы мы ни пытались своей жизнью и своими грехами растоптать нашу совесть, она всегда будет оставаться совестью. Это тот маяк, который вложен в каждого из нас, чтобы отличать, что есть действие Божие, а что не есть, что есть знак любви Божественной, а что есть знак ненависти мира. Ощущение этого всегда будет в нас, и поэтому мы со всей очевидностью для себя можем сказать Господу: «Да, Господи, я знаю, что когда Ты придешь и потребуешь от меня отчета, то зле меня погубишь, ничего больше не остается сделать мне за такие мои дела».

Христос утверждает: как бы мы ни пытались растоптать свою совесть, это невозможно. Это маяк, который вложен в каждого из нас, чтобы отличать, что действие Божие, а что нет.

И Господь говорит, что то, что отвергли строители, было положено во главу угла, а отвергли они в данном контексте свою совесть, именно она кладется во главу угла, к ней привязывается все домостроительство спасения. Внутренний наш человек, сердечко наше, которое способно определить даже легкое веяние Божественной любви, святости и чистоты, с которыми всегда сопряжена радость о Господе, кладется как нечто основополагающее, как фундамент, без которого нам спасения не совершить.

Сегодняшняя притча нас настраивает по-особому, внимательно относиться к своей совести. Есть в церковной среде такое выражение «совесть лукавая». Мы должны молиться постоянно Господу о том, чтобы Он нас от нее избавил. Лукавая совесть постоянно и во всем готова нас оправдать для того, чтобы жить не так, как повелевает нам Господь, а так, как бы нам хотелось.

Сегодня Церковь прославляет святых Московской земли, будем молиться им, чтобы они своим предстательством у Господа почаще в наши сердца и умы посылали важную мысль о том, что если мы не займемся самими собой, не ближними своими, а самими собой и в первую очередь своей совестью, то никогда нам не быть вместе с Господом, никогда не вкусить вечной блаженной райской сладости.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

06.09.2020

 

Дата последнего изменения: 13.09.2020