Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. Укрощение бури и хождение Христа по водам. 09.08.2020

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, а также с памятью святого великомученика и целителя Пантелеимона! Это святой, который прославился еще во дни своего земного бытия способностью совершать чудесные исцеления, поднимать на ноги больных, которых не могли вылечить никакие врачи.

У него был великий дар чудотворения. Святой Пантелеимон жил в конце III – начале IV веков, в эпоху страшных гонений, когда верующие часто вынуждены были исповедовать свою веру во Христа и мужественно идти на смерть. Он  исцелял страждущих перед глазами множества людей, часто очень агрессивно настроенных по отношению ко Христу и христианам, ненавидящих их, и они, увидев такие чудеса, нередко принимали веру во Христа и всячески прославляли Бога.

Однако уже в конце IV – начале V столетия таких чудотворцев в Церкви почти не осталось, и святые отцы эпохи Вселенских Соборов задавались вопросами, почему иссякли чудеса. Святитель Иоанн Златоуст считал, что, поскольку вера Христова распространилась по вселенной и люди просвещены светом Евангелия, им чудеса уже не нужны.

Чудеса Христовы – часто реанимационные меры для людей, погруженных в состояние чувственности и жестокосердия. Для извлечения человека из этой пропасти Господь являет знамения.

Тогда уместно поставить вопрос: зачем нужны были чудеса и почему сейчас мы слышим, что иногда чудеса совершаются? По объяснению церковных учителей, знатоков душ человеческих, чудеса Христовы – это нередко своего рода реанимационные меры для людей, погруженных в состояние чувственности и жестокосердия, когда отдается не только плоть, но и душа и дух на удовлетворение страстей. Чтобы вывести человека из этой пропасти, Господь совершает чудеса. А когда человек впускает в сердце и душу свет евангельской истины, то чудеса ему не нужны, поскольку он просвещается напрямую от источника света и благодати – Господа нашего Иисуса Христа.

Но душа человеческая не всегда способна распознать свет Христовой истины, она, к сожалению, не может корректировать себя относительно того, насколько она здорова или больна, поэтому мы часто обращаемся к духовникам, к слову Божию, всматриваемся и вчитываемся в евангельские тексты, чтобы сопоставить то, что мы в себе имеем, с тем, как правильно должен жить человек.

Человек не может корректировать себя в духовной жизни. Нужно обращение к духовникам, к слову Божию, чтобы сопоставить то, что мы в себе имеем, с тем, как правильно должны жить.

Одним из таких текстов является сегодняшнее Евангелие (см.: Мф. 14, 22-34). Мы читаем о страшной буре на море, огромных волнах, когда апостолы, находящиеся в лодке, несмотря на то, что были опытными рыбаками, поняли, что вот-вот погибнут. Ночью ученики вдруг увидели, что навстречу им по водам идет Христос, и это было настолько неожиданно, что они подумали, что видят призрака, и закричали от страха.

Зачем Господь попускает такую бурю? Чтобы понять важный посыл поступка Христа, нужно вспомнить, какое чудо было совершено накануне. Тогда Христос насытил 5000 человек, не считая женщин и детей, пятью хлебами. Апостолы были свидетелями величайшего чуда, которого до Христа не было на земле и, наверное, не будет никогда. Ученики через свои руки приумножали хлеба, которых изначально было очень мало. На их глазах, на глазах тысяч людей материя очень ограниченная, уже приготовленная особым образом, то, что мы называем хлебом, внезапно начала умножаться в таких количествах, что более 5000 человек ели и насытились. Апостолы собственными руками собрали остатки этой трапезы, так что каждый набрал по большой корзине. Для них это было ошеломляющее действие Божественной благодати.

Чудо умножения хлебов было направлено на угождение плоти, поэтому до сердца апостолов оно не дошло: они стали поддаваться влиянию ложных мессианских чаяний.

Но поскольку это чудо было направлено на удовлетворение плоти, оно до сердца, до глубин естества учеников не дошло: они не поняли, Кто перед ними и что происходит. И народ, который часто искал у Христа только телесного вспоможения (как и все мы печемся в первую очередь о своей плоти), думал о том, как ему поесть и попить. Люди увидели в Иисусе из Назарета того обетованного Мессию, Священного Царя, о котором задолго до Его пришествия в мир говорили пророки. Но с течением времени учение об истинном Мессии, который придет и спасет человека от греха, от смерти, от проклятия, исказилось в иудейском народе, перешло в учение о том, что Мессия должен быть победоносным завоевателем вселенной – сильным, смелым, богатым, красивым.

Народ иудейский увидел в Иисусе того, кого они ждали. И люди поняли: если воцарить Христа сейчас в Иерусалиме, то можно будет безбедно жить, не работая и ничего не делая. Ведь если Иисус способен насытить пятью хлебами более 5000 человек, то Он сможет молитвой вызвать 12 легионов ангелов, как Он Сам скажет позже Петру, и расправиться со всеми представителями чужеземного ига, и сделать свой народ князьями и владыками вселенной (ср. Мф. 26, 52-53).

Проблема заключалась в том, что несмотря на то, что апостолы были со Христом почти 2 года, слышали, что Он говорит, видели, какие чудеса Он творит, сердце их начало поддаваться возбуждению плотских мессианских чаяний, которыми был поражен народ. В таком состоянии человек часто способен религиозные интересы веры, спасения и покаяния подменять политическими интересами.

Господь попускает бурю, чтобы явить ученикам, Кто перед ними: укротитель ветра и волн, победитель смерти, спасающий их, законодатель тварного мира, разрешающий Петру идти по воде.

Господь улавливает, что происходит, и тотчас заставляет учеников сесть в лодку и отправиться на другой берег моря, чтобы удалить их от народа, чтобы они не были поражены желаниями достичь власти и славы. Но еще Господь попускает страшную бурю, чтобы апостолы оказались на грани между жизнью и смертью, чтобы явить им, Кто перед ними. Господь идет к ним по воде не только как укротитель бури, ветра и волн, но еще как победитель смерти, поскольку Он спасает их от неминуемой гибели, и свидетельствует о том, что Он является законодателем в этом тварном мире, поскольку дает возможность апостолу Петру идти по воде.

Христос показывает ученикам, что́ они в первую очередь должны искать, чего они должны от Него чаять, о чем должны думать. Не о том, конечно, что они могут погибнуть физически, всем нам придется это претерпеть. Через это великое чудо Господь являет знамение того, что Он победитель вечной смерти и спастись каждому из нас предстоит очень непростым путем – через веру.

Чудом укрощения бури и хождения по воде Господь являет знамение того, что Он победитель вечной смерти и спастись каждому из нас предстоит очень непростым путем – через веру.

А вера всегда должна действовать вопреки нашему плотскому мудрованию. Это значит, что, когда Бог говорит нам, что мы можем спастись, победить вечную смерть, и предлагает нам идти по очень зыбкой стихии, именуемой рациональным восприятием мира, то без веры нам не обойтись: без нее человек обязательно утонет в страстях, в грехе, в тех обстоятельствах, которые его окружают. Но если человек верою идет ко Христу, Господь дает ему Свою силу – и только ей мы способны совершить свое спасение.

Священное Писание предлагает нам евангельский текст о смертоносной буре и о Том, Кто спас апостолов. Будем помнить, что мир, в котором мы живем, который нас окружает, который мы часто по своей лени и немощи, по своим похотям создаем вокруг себя, это зыбкая трясина, и по ней человеку собственными силами невозможно пройти. Только вера во Христа, всемогущего Бога, дает нам возможность пройти безбедно по пучине страстей сквозь бурю горя и зла и прийти ко Христу.

Именно этого всем вам, дорогие братья и сестры, желаем! Пусть Господь помогает нам на этом нелегком, но спасительном пути. Помогает в том числе и по молитвам таких великих святых угодников Божиих, как святой великомученик и целитель Пантелеимон.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

Укрощение бури и хождение Христа по водам.

09.08.2020

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Дата последнего изменения: 15.08.2020