Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. День памяти священномученика Феодора (Смирнова). 05.07.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с памятью священномученика диакона Феодора Смирнова, который последние годы жизни до ареста подвизался именно здесь, в нашем храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

Отсюда он был взят под следствие, затем направлен в так называемый Бамлаг (Байкало-Амурский лагерь), где 5-го июля 1938 года в группе еще тридцати человек расстрелян за контрреволюционную деятельность, в которой его обвиняли.

Приходя в храм и стоя перед иконой священномученика диакона Феодора, мы невольно задумываемся о том, как свежи еще те времена, о которых мы с вами рассуждаем. Часто человек вырастает в сознании, что святой – это какой-то очень далекий герой Церкви, но следует понимать, что сонм святых новомучеников, в числе которых мы имеем особого покровителя этого святого храма, очень близок к нам.

Ни знания о Боге, ни способности что-то делать в Церкви не дают гарантий того, что человек не дрогнет в годину лютых гонений. Только любовь ко Христу помогает выстоять.

Для верующего человека по-особому эта близость открывается, потому что ему ясно, что никто из нас не застрахован от возможности попасть в такие же непростые обстоятельства, в которых оказались миллионы людей меньше, чем 100 лет назад. Но кто-то из них дрогнул, сломался, предал Христа, а кто-то возвысился и стал избранником Божиим, как мы читаем в молитве священномученику Феодору. Почему так происходит? Те, кто бьет себя в грудь, свидетельствуя о том, что они самые православные в этом мире и на этом свете, оказываются нередко предателями. А те, кто тихо, скромно, просто несут свое служение Богу – и таким был диакон Феодор, очень простой провинциальный человек, преподававший в гимназии Закон Божий, – оказываются адамантами твердости и любви в глазах Божиих.

Мы говорим, что эти люди стяжали любовь ко Христу, истинную любовь, которая никогда не подведет человека. Начиная с евангельских времен, никакие знания о Боге, никакие способности что-то делать в Церкви не дают гарантий того, что христианин не дрогнет в годину лютых гонений. Но только любовь ко Христу способна дать человеку выдержать тот страшный час испытаний, который часто ставит перед нами жизнь.

Мы в запале клянемся Богу много сделать для своего спасения, но вдруг оказывается, что мы не способны ни на что. В притче говорится о семени, что падает на камень и засыхает.

А как человек может дойти до этой любви ко Христу? Ведь нельзя просто захотеть и полюбить: от одного желания эта любовь в сердце не воспламенится. Может воспламениться в нем что-то другое: в духовном восторге, часто ликуя, мы обещаем Богу очень много совершить для своего спасения. В горячке давая обещание, мы клянемся Ему что-то сделать, но вдруг оказывается, что мы не способны ни к чему. В евангельской притче о сеятеле говорится в таком случае о семени, которое на камень падает и, не имея доброй почвы, скоро засыхает (см.: Мф. 13, 4-9).

Священное Писание дает человеку очень четкие правила – что сделать, чтобы любовь Христову стяжать, но от этих слов человеку становится несладко, он не бежит их сразу исполнять, потому что они достаточно жестоки. Например, в Книге премудрости Сираха сказано так: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению… Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения» (см.: Сирах. 2, 1, 4-5).

Церковь четко обозначает, что любовь ко Христу способна воспламениться только в сердце человека, который принимает обстоятельства жизни как посланные от Бога и готов их вытерпеть. И, может быть, в силу того что русский человек многое навыкал терпеть, простые люди оказались в состоянии вытерпеть, по сути дела, невыносимую жизнь, которую устроила им большевистская власть. Перед глазами многих из них произошел страшный раскол всей жизни, как будто земля расселась, треснула под их ногами, и они понимали, что того, что было, уже не вернуть. Может быть, чувство того, что им уже терять нечего, заставляло их идти на страшные пытки, истязания, издевательства, невыносимые каторжные работы и ложиться там костьми за Христа.

Мы должны постоянно задумываться о своих жизненных критериях, пересматривать их и заставлять себя в час испытаний, скорбей, унижений навыкать долготерпению.

Для каждого из нас это очень мощный, сильный пример любви и веры. И священномученик диакон Феодор должен быть особо дорог нам своей близостью по времени к нам, простотой и неприметностью, именно он, оказавшийся в числе избранников Божиих, для кого уготован рай. Мы должны постоянно задумываться о своих жизненных критериях, пересматривать их и заставлять себя в годину испытаний, скорби и унижений навыкать долготерпению, потому что без него никуда.

Вера во Христа, которую имели святые угодники Божии, новомученики и исповедники Российские, та же самая, которую имеем и мы с вами. Господь никого не обделил правами на вхождение в Царство Божие, всем дал абсолютно одинаковые возможности в это Царство войти. Более того, о вере мы можем узнать больше, чем знал священномученик Феодор, поскольку такого потока, объема информации, который мы сейчас имеем, он не имел. Навыки вчитывания, всматривания, углубленное, вдумчивое рассуждение о том, как спасались святые угодники Божии, должны быть не просто нашим провождением времени или развлечением, а именно поиском ответа на вопрос, на что способны мы с вами.
Навыки вчитывания, всматривания, рассуждение о том, как спасались святые угодники Божии, должны быть поиском ответа на вопрос, на что в решающий момент способны мы.

Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о сотнике, который исповедовал истинную веру во Христа. Это та отправная точка, которую каждый из нас призывается иметь (см.: Мф. 8, 5-13). Сотник, подойдя ко Христу, исповедал Его власть над всеми абсолютно, назвав себя подвластным человеком. Сотник сказал Христу, что для Него рабами являются и жизнь, и смерть, и болезни, и обстоятельства и достаточно Господу сказать только слово – и будет все по слову Его. Но, пожалуй, самое главное, что сделал сотник, – это исповедовал свое недостоинство, сказав, что он недостоин того, чтобы Христос вошел в его дом, но дерзнул, уповая на милость Христову, просить Его о здравии своего слуги.

А почему он так поступил? По всей вероятности, потому что он понимал, что после этой просьбы, после того как откликнется Христос, его жизнь уже такой, какой была, не будет. Она будет обновленной, она будет новой, она будет вместе со Христом.

Хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы чего бы мы у Христа не просили, мы всегда делали это с чувством своего недостоинства и полной ответственности за то, что после наших просьб к Нему мы такими грешными, какими были, уже не можем быть. Пусть через это наша вера будет подобна вере сотника, а наша жизнь станет способной вместить подвиг новомученика Феодора, диакона.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.

05.07.2020

Дата последнего изменения: 11.07.2020