Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. 28.06.2020

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня третья Неделя по Пятидесятнице. Святая Церковь нашему вниманию предлагает зачало из шестой главы Евангелия от Матфея, так называемой Нагорной проповеди (см.: Мф. 6, 22-33).

Отрывок, который нередко именуется святыми отцами-толкователями учением о промысле Божием, где Господь призывает верующего человека не печься о том, что бы ему поесть, что попить, во что ему одеться. Господь говорит: человек создан по законам, которые Творец предусмотрел о нем, и они руководствуют им в земной жизни так, чтобы он мог, опираясь на их соблюдение, шествовать в Царство Божие.

Человек создан по законам, которые Творец предусмотрел о нем, и они руководствуют им в земной жизни так, чтобы он мог, соблюдая их, шествовать в Царство Божие.

Но нередко бывает, что нас отвлекает от Царства Божия именно мир, с которым мы вступаем в общение через нарушение тех законов естества, которые мы должны были соблюдать. Законы эти несложны. Ежедневно мы читаем молитву «Отче наш», молитву Господню. В ней есть слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…», – то есть мы просим у Бога хлеб, а лучше сказать, все то, что необходимо для поддержания нашего естества. Но часто мы хотим не просто свое естество поддерживать, чтобы оно было бодрым и радовалось о Боге, нам хочется больше, нам кажется, что мы имеем слишком мало. И через нарушение естественных потребностей мы удаляемся от Царства Божия.

Господь говорит: «Посмотрите на птиц небесных и на полевые лилии. Птицы не сеют, не жнут – Отец Небесный их питает. Лилии, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, не заботятся об убранстве, однако Господь их одевает красивее Соломона, самого великого и красивого царя Израиля. И дальше Христос говорит: «Если Бог вложил в наше естество такие потребности, то Сам как Творец, Промыслитель и Спаситель будет печься о том, чтобы нам дать все необходимое».

Святитель Иоанн Златоуст рассуждает над этими словами следующим образом: если ты скажешь, что в силу того, что ты хочешь есть, пить, одеваться, тебе нужно печься об этом, я скажу, что в силу того, что это все тебе надо делать по закону естества, тебе об этом печься не надо. Потому что Бог Творец не будет противоречить Себе, ведь Ему было угодно создать тебя по таким законам.

Но это только в теории, а на практике бывает очень сложно убедить себя в том, что печься об излишках для своего естества не следует.

Мы хотим не просто поддерживать свое естество, но больше и больше, нам кажется, что мы имеем мало. Нарушая естественные потребности, мы удаляемся от Царства Божия.

Господь заканчивает Свое учение такими словами: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, все остальное приложится вам». А эти слова святые отцы называют золотым правилом спасения. И здесь можно поставить вопрос: а помимо этой правды есть что-то еще на земле, что является правдой? И что под этой правдой мы должны подразумевать? Вот если спросить: что такое правда Царства Божия? Не сразу мы сможем ответить, потому что для нас не существует этой правды, мы никогда не задавались этим вопросом, не пытались на него ответить. Мы, интуитивно ухватив то, что является для нас святостью, праведностью, светом, любовью, пытаемся жить по этим законам.

Интересно, что в Евангелии от Матфея почти не встречается термин «Царство Божие», в основном есть термин «Царство Небесное». Но здесь один из немногих случаев, когда в тексте стоят действительно слова «Царство Бога», дословно это переводится именно так. Так чем является это Царство Бога, куда мы идем, куда мы спешим, куда мы жаждем войти, какого Царства мы чаем?

Отвечая на этот вопрос, мы должны сказать, что Царство Божие и правда его преломляется в нескольких плоскостях для нас. По отношению к Богу мы знаем, что это Царство и правда его заключается в том, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (см.: Ин. 3, 16).

Слово истинное исходит из уст воплотившейся Истины – Бога. Отчасти Он и воплотился для того, чтобы каждому из нас на понятном языке сказать эту правду о нас самих.

А по отношению к человеку какая это правда? В заупокойной молитве священник просит у Бога милости к тем, кто переступил порог вечности, и говорит такие слова: «Нет человека, который бы жил и не согрешил, но правда Твоя – правда во веки и слово Твое – истина». Слово истинное исходит из уст воплотившейся Истины, из уст Того, Кто не может сказать неправду, – воплотившегося Бога. Отчасти Он и воплотился для того, чтобы каждому из нас на понятном языке сказать эту правду о нас самих.

Какая это правда? Для чего мы исполняем заповеди Божии по просьбе Святой Церкви? Забывая о блаженной вечности, мы часто пытаемся исполнить заповеди, чтобы нам было лучше жить здесь, на земле. А правда Божия дает заповедь о том, что нам делать, чтобы воскреснуть в вечную блаженную жизнь. Есть в Священном Писании понятие о двух смертях – физиологической и вечной. Нет человека, который мог бы избежать смерти, перехода в мир иной. Но правда Божия умоляет нас сделать все, чтобы избежать смерти вечной, не попасть в ее челюсти.

Воплотившаяся Истина, которая знает о мире и о человеке все, Сама переступила этот порог вечности. И засвидетельствовала в Евангелии, как это непросто даже для Нее. Мы знаем о Гефсиманском молении, что Господь только с третьего раза смог Свою человеческую волю полностью и целиком соподчинить воле Божественной, сказав: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Во время этой молитвы с лица Господа падали капли пота, как кровь. И Евангелие от Луки говорит, что Ангел был послан, чтобы укреплять в этот момент Его физические силы (см.: Лк. 22, 41-44).

Нет человека, который мог бы избежать смерти, перехода в мир иной. Но правда Божия умоляет нас сделать все, чтобы избежать смерти вечной, не попасть в ее челюсти.

Смерть каждого из нас ждет. Сможем ли мы устоять, не дрогнуть перед ней? Очень сложный вопрос. Правда Божественная готовит нас к тому, в том числе через заповеди – не привыкайте к миру, не увлекайтесь, не развлекайтесь миром, ищите прежде всего Царства Божия и правды его, все остальное приложится вам.

В перспективе вечности жизнь человеческая, короткая или длинная,  –  это вспышка молнии, мгновение по сравнению с блаженной или мучительной вечностью, которая станет для нас реальностью. И поэтому такие чтения, как сегодняшнее евангельское зачало, просят нас обратить особое внимание на сокровище нашего сердца. «Там, где сокровище ваше, – говорит Писание, – там будет и сердце ваше» (см.: Мф. 6, 21). Нужно постараться сделать так, чтобы сокровищем нашего сердца, объектом любви его был Бог. Если этого не произойдет, то несдобровать никому из нас.

Но Господь дает своему мудрому созданию, человеку, еще и убедительное доказательство истины Своих слов. Сегодняшнее повествование начинается со слов: «Светильником для тела является око, если око твое будет светло, то и все тело будет светло, если око твое будет темно, то тело будет темно». И дальше говорит Господь: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?».

Вне Церкви нет спасения. Человек, оставленный на поруки самому себе, не водимый законами Божиими, обязательно упадет в яму, имя которой геенна огненная.

Человек, пренебрегающий жизнью по законам Божественного бытия, но все равно, поскольку имеет совесть,  достаточно трезво оценивающий свою жизнь и знающий, что погряз в страстях, может и сердцем и умом, всем своим естеством засвидетельствовать, как невыносима его жизнь. Страсти терзают, как дикие звери, человека, и он не может ничего с этим сделать. Можно сказать, что ад и тьма водворяются в самом человеке и как следствие начинают поражать и уязвлять его ближних. Нередко бывает так, что человек живет как в аду «благодаря» своему родственнику, который погряз в страстях.

И Господь говорит: смотри внутрь себя, человек, если ты видишь признаки тьмы и тебе становится невыносимо, то представь, как он страшен ад, беги от него как можно скорее, как можно дальше через исполнение заповедей Божиих, через приобщение к богоугодной жизни, которое дает тебе Святая Церковь. Подвижники благочестия не зря говорили: вне Церкви нет спасения. Человек, оставленный на поруки самому себе, не водимый законами Божиими, обязательно упадет в глубочайшую яму, имя которой геенна огненная.

Но тот, кто восприимет призыв Божественной Истины о том, что есть Царство Божие и правда Его, и доверится этим словам Господа, воплотившейся Любви, Которая пришла спасти нас, обязательно всего этого избежит. Да поможет каждому из нас в этом нелегком, но спасительном пути Господь. Помощи вам Божией, дорогие братья и сестры!

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

28.06.2020

 

Дата последнего изменения: 05.07.2020