Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых. 14.06.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с первой Неделей по Пятидесятнице, с Неделей всех Святых, так она традиционно именуется.

Мы сегодня прославляем всех от века Богу угодивших святых угодников, всех тех, кто подвизался в Завете Ветхом, в Новом Завете, всех тех, кого Церковь знает и прославляет, а также всех тех, о ком мы не знаем, но которые святы у Господа. Святая Церковь устанавливает это празднование во свидетельство того, что Бог Дух Святой был ниспослан в глубины человеческих сердец и все те, кто захотели принять благодать Святаго Духа, стать храмами для Него, сделать так, чтобы Бог Дух Святой стал дыханием жизни в их сердцах, сподобились этого.

Для каждого из нас святость воспринимается по-особому, но важно понимать: наследовать вечное блаженное Царство, к которому каждый из нас призван и в которое каждый хочет войти, сможет только тот, кто стяжет святость. Возникает важный вопрос: а тот, кто не станет святым, сможет ли войти в Царство Божие? Верующему человеку следует знать о том, что, говоря о святости и о спасении, по сути дела, мы рассуждаем о тождественных вещах. И поэтому, когда мы говорим, что хотим спастись, мы перед Господом исповедуем простую истину о том, что хотим стать святыми.

Наследовать вечное блаженное Царство сможет только тот, кто стяжет святость. Говоря, что мы хотим спастись, мы перед Богом исповедуем наше желание стать святыми.

И сегодняшнее Евангелие четко и просто обозначает критерии, без которых не войти в Царство Божие. Господь говорит: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). И дальше Господь говорит о том, что тот, кто любит мать, отца, чад своих больше, чем Его, тот недостоин Его (см.: Мф. 10, 37).

Рассуждая над этими словами Христа, мы должны понимать, что исповедовать Господа, не стыдиться Его исповедовать – это значит исповедовать любовь к Нему в ответ на то, что Он сделал для каждого из нас: святые отличаются от простых людей именно решительностью в исповедовании своей любви ко Господу. Вот что от нас требуется.

Но проблема заключается и в другом. Не всегда мы эту любовь чувствуем и верим в нее. Мы знаем из жизни, что любить можно только того, с кем ты однажды встретился, и твое сердце по отношению к этому человеку откликнулось радостью. Если этой встречи не было, если радости никакой не было, то как можно любить?

Мы призваны исповедовать любовь ко Господу в ответ на то, что Он сделал для нас. Решительностью в исповедовании любви ко Господу отличались от простых людей святые.

И тогда человек ставит вопрос: как можно встретить Господа? Вот в этом и заключается чудо, которое сотворяет Господь ниспосланием Святаго Духа на человечество, тем, что Бог Дух Святой приходит, вселяясь в сердце человека, просветляя, очищая его, делает человека способным эту встречу узреть и возрадоваться той любовью, которой требуется радоваться, когда мы встречаем Господа. Господь говорит о неизреченной радости, о том, что эту радость никто у нас отнять не сможет (см.: Ин. 16, 22).

И когда мы идем навстречу Господу, у нас должен быть определенный настрой. Но часто мы хотим не с Господом встретиться, а себя показать перед Ним, чтобы засвидетельствовать еще и еще раз абсолютное нечувствие, то, что нет у нас ни любви к Нему, ни радости о том, что мы готовы наследовать блаженную вечную жизнь.

А еще проблема заключается в том, что блаженство, в которое мы хотим попасть, не то, о котором нам сказал Господь, которое пообещал и открыл, а то, которое часто мы сами для себя придумали, то блаженство, которого нет. Оно, может быть, есть здесь, на земле, то блаженство, в котором мы постоянно варимся, крутимся, хотим больше и больше, но такое ли оно там, в пакибытии?

Сегодняшнее апостольское чтение, предваряющее евангельский текст, говорит нам о том, что все святые претерпели серьезные страдания и мучения, чтобы спастись и войти в Царство Божие, – они пролили свою кровь (см.: Евр. 11, 33-40). И неслучайно в Неделю всех Святых, от века Богу угодивших, среди которых есть и преподобные, и юродивые, и святители, и великие князья и княгини, Святая Церковь поет тропарь мученикам, потому что все святые как мученики пролили свою кровь, обагрив ею Церковь.

Блаженство, к которому мы стремимся, не то, о котором говорит Господь, а то, которое мы сами придумали. Святые претерпели страдания, пролили кровь, чтобы войти в Царство Божие.

Кто из нас хочет пролить кровь ради Господа? Пожалуй, никто, потому что никто не хочет любить Его так, как Он нам заповедует. Неслучайно Христос говорит о том, что будет мало тех, кто войдет в Царство Небесное (см.: Мф. 7, 13-14), и многие первые будут последними, а последние первыми (см.: Мф. 19, 30).

Как можно научиться любить Господа, с чего начать? Догматы, законы, каноны, которые дает Святая Церковь, направлены исключительно на одно – на то, чтобы мы в своих сердцах научились взращивать и взрастили в конце концов истинную, правильную любовь к Богу, которая спасает нас, а не ту, которая нам кажется приятной, но спасти не может. Жизнь по этим правилам и канонам должна в нас вызывать чувство ненависти ко всему тому, что встает на пути между нами и любовью ко Господу, между нами и Господом.

И одним из серьезных, страшных препятствий, которое незаметно входит в глубины нашего мироощущения, является мир, во зле лежащий. Неспроста апостол Петр спрашивает Христа: «Вот, мы оставили все и вслед за Тобой пошли, что будет нам там, в пакибытии?». Господь акцентирует внимание на том, что значит «оставили все», и говорит: «Все те, кто оставили – и начинает перечислять – отцов, матерей, сестер, братьев – а потом переходит на свидетельства земного успеха – дома, имения, богатство – получат в пакибытии во сто крат больше» (см.: Мф. 19, 27-29).

Почему Господь обращает наше внимание на привязанность к миру? Потому что именно оно рождает в человеке сначала сочувствие, а потом любовь к нему. А апостол Иаков говорит очень простые слова: «Всякий, кто является другом миру, врагом Божиим бывает» (см.: Иак. 4, 4).

Привязанность к миру рождает в человеке сначала сочувствие, а потом любовь к нему. По словам апостола Иакова, всякий, кто является другом миру, врагом Божиим бывает.

И в Нагорной проповеди сказано: «Не можете работать и Богу и маммоне; и не говорите, что нам есть, и что нам пить, и во что одеться, потому что всего этого язычники ищут. Ищите прежде всего Царства Божия и правды его – и все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 24-33).

Человек, сочувствующий миру, развлекающийся утехами мира, начинает его любить. Он начинает быть рабом мира и оставляет Господа. Господь не нужен ему, и под гнетом этой работы человек начинает формировать для себя понимание того, какое оно, Царство Божие, какое оно, блаженство, и что такое вечная счастливая жизнь. И часто очень серьезно ошибается.

Поэтому в сегодняшний день Святая Церковь, призывая нас прославить всех святых, от века Богу угодивших, хочет сказать каждому из нас: если мы хотим спастись, мы тоже эту святость должны стяжать, очиститься от греха в глазах Божиих, стяжать смирение и благодать Духа Святаго, которая просветит наши умы и сердца, вложит в них радость о Господе. А там, где есть радость, там есть любовь, а если появится любовь, тогда ничего уже в этом мире нам не будет нужно, потому что сокровищем сердца нашего станет Господь и Его вечное блаженное Царство.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых.

14.06.2020

Дата последнего изменения: 21.06.2020