Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 05.04.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, пятой Неделей Великого поста. Сегодня Святая Церковь прославляет преподобную Марию Египетскую, святую подвижницу VI века.

Мы на этой неделе совершали службу, так называемое «Мариино стояние», читали житие преподобной и поучались мудрым словам Марии Египетской в беседе со старцем Зосимой. На вопрос, как возможно то, что она ничего на себе не носит и ничего не ест, мудрая эта жена отвечала, что ее питает и греет Дух Святой.

Когда нам кажется, что резервы исчерпаны, мы обескровлены, ничего не можем, больны и устали, это часто отговорки, чтобы не подвизаться в деле богоугождения и спасения.

Современному человеку, который знакомится с житием этой подвижницы, многое кажется невозможным, невыполнимым, чем-то былинным. Но Святая Церковь настаивает на том, что подвиг преподобной Марии Египетской был вполне реальным. 17 лет она подвизалась в пустыни одна, не видела никого из людей, питалась травой и, как сама сказала Зосиме, сражалась и боролась со своими страстями, как с лютыми зверями. Святая Церковь хочет нам показать, на что способен человек ради Господа, ради любви к Господу и ради своего спасения. Когда нам кажется, что резервы наши практически исчерпаны, мы обескровлены, мы ничего не можем, мы больны, мы устали, на самом деле это часто только отговорки, чтобы не подвизаться истинно в деле богоугождения, чтобы не спасаться.

Церковь показывает нам, в принципе, обычного человека, каким и была Мария Египетская, в том смысле, что это был самый что ни на есть «нормальный», то есть грешный человек. Более того, до своего подвижничества Мария была отъявленной блудницей и сама о себе свидетельствовала Зосиме, что утопала в разврате, жила недостойной жизнью. Но вот призвал Господь – и она засвидетельствовала, на что и она сама способна, и способен, в принципе, каждый из нас ради Господа.

Насколько это важно для нас! Сегодня Святая Церковь в первом чтении из Евангелия (от Марка) дает нам очень важный диалог, который произошел перед Входом Христа в Иерусалим между Ним и Его любимыми учениками. Иаков и Иоанн подошли ко Господу и попросили, думая, что Иисус входит в Святой Град, посадить их справа и слева от Себя. Эти апостолы знали, что Христос любит их, и надеялись, что Он не оставит их без участи в том Царстве Славы, которое они себе представляли и в которое очень хотели войти.

Постоянно совершается Божественная литургия и мы свидетельствуем, что Церковь есть Тело Христово, за Него ломимое. Страдания Церкви за жизнь мира будут всегда, от них не уйти.

Но неожиданно Господь спрашивает их: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?». Они говорят: «Да, можем». И отвечает Христос: «Чашу, которую Я пью, вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, а кому сесть справа или слева от Меня в Царстве зависит не от Меня, а от Отца Моего» (см.: Мк. 10, 35-40). Иными словами, зависит от того, кому это уготовано.

Вся жизнь Церкви в последующие времена, по сути дела, и есть свидетельство того, что она способна, готова и пьет чашу, которую пил Господь, и крестится крещением, которым Он крестился. Когда при совершении Божественной Литургии мы произносим слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», – указывая на хлеб, который пресуществляется в Святое Тело Господа, не свидетельствуем ли мы  об этом? Ведь неслучайно апостол Павел на заре христианства сказал, что Церковь есть Тело Христово (см.: Кол. 1, 24).

А это значит, что, поскольку постоянно совершается Божественная литургия и произносятся эти слова, мы свидетельствуем, что Церковь и есть Тело Христово, за Него ломимое. То есть страдания, которые испытывает Церковь за жизнь мира, будут всегда, от них никуда не уйти. И если нами это не чувствуется и нам кажется, что может быть по-другому, то это не так. Любая Божественная Евхаристия призвана верующего человека настроить на воспоминание страданий нашего Господа. Этим Церковь добивается того, чтобы каждый из нас внутренне этих страданий ожидал и готов был их пережить.

Божественная Евхаристия призвана настроить человека на воспоминание страданий Христа, чтобы каждый из нас внутренне ожидал этих страданий и готов был их пережить.

Поэтому то, что происходит сейчас с нами в жизни, можно сказать, дар Божий: Господь дает нам по Своему великому милосердию возможность приобрести бесценный опыт страдания за Него. Пусть мы еще не страдаем, мы даже не начали еще страдать, но нам ведь кажется, что внутренне мы уже все исстрадались и извелись. Но какое оно будет, истинное страдание ради Господа у каждого из нас, – у всех вместе или по отдельности, на одре болезни или еще при каких-то обстоятельствах – мы не знаем. И вот то, что человек сейчас переживает, это только легкий укольчик в душу, только тень того, что найдет на каждого из нас, когда мы будем переступать порог вечности.

И поэтому, с одной стороны, вслушиваясь, вчитываясь в сегодняшнее Евангелие, а с другой стороны, прославляя преподобную Марию Египетскую, видя, на что способен человек, самое главное, не будем унывать. Будем радоваться, что мы вместе с Господом. Будем счастливы, что у нас есть такие великие заступники, подвижники благочестия, как преподобная Мария Египетская, и за все будем благодарны Господу. Будем, самое главное, молиться и каяться искренне в своих грехах, и тогда мы обязательно увидим, что Господь дарует нам великую радость осознания того, что Он воскрес и что готов с Собой воскресить всякого истинного Своего последователя.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю Великого поста.

Преподобной Марии Египетской.

05.04.2020

 

Дата последнего изменения: 09.04.2020