Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. Святых сорока мучеников Севастийских. 22.03.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Неделей Крестопоклонной, а также с памятью сорока севастийских мучеников. Сегодня Святая Церковь поставляет нас пред Животворящим Крестом Господним, чтобы, взирая на него, мы укреплялись в подвиге того поприща, которое проходим.

Человеку, взирающему на Крест, так или иначе приходят в голову определенные мысли. Нет нормального, здравомыслящего  человека, который бы, будучи поставлен перед Крестом, не изменил бы хода своих мыслей. Хочет он этого или не хочет, но слова праведного старца Симеона Богоприимца о том, что Господь приходит в мир  «на восстание и на падение многих», являются непреложной истиной (см.: Лк. 2, 34-35).

Но для верующего человека, конечно, Крест Господень – это всегда духовное укрепление в жизни, в терпении, в стяжании того смирения, к которому призывается христианин. Слова Христовы, которые мы слышали сегодня в евангельском чтении, должны быть записаны в сердце у каждого человека: «Тот, кто хочет идти за Мной, да отвергнется себя, возьмет свой крест и идет вслед за Мной» (см.: Мк. 8, 34).

Часто нам только кажется, что мы несем свой крест. Господь нес Свой Крест на Голгофу, и мы, взяв свой крест, должны взойти на свою личную голгофу, без этого нельзя войти в вечную жизнь.

Но часто бывает так, что нам только кажется, что мы несем свой крест. Несем ли мы его? Это несложно проверить. Господь нес Свой Крест на Голгофу, Он шел туда, чтобы быть распятым и смерть претерпеть, и в дни Своего общественного служения учил апостолов неоднократно о том, что только через Крест, через страдания, через позорнейшую смерть Он войдет в славу Небесного Отца.

А это значит, что, когда Господь призывает взять свой крест и идти вслед за Ним, Он нас призывает не просто по жизни с крестом походить, а потом его отложить и что-то другое сделать с собой, нет. Он сказал именно о том, чтобы мы, взяв свой крест, шли на свою личную голгофу. Более того, Он утверждает, что никому не будет дано возможности войти в славу небесного отечества, не претерпев своей личной голгофы. И крест, который мы несем, как раз и подготавливает нас к тому, что каждому из нас предстоит.

Самое главное здесь, конечно, определить человеку, каким является его личный крест. Господь неслучайно говорит: «Пусть возьмет свой крест и идет вслед за Мной». Здесь каждое слово важно! Все люди разные, не похожи друг на друга ни внешне, ни внутренне. Точно так же мы можем сказать, что абсолютно у каждого свой индивидуальный крест. И если их сравнивать между собою по типу тождественности, или равенства, то, наверное, какому-нибудь духовному титану тот крест, который несет человек немощной, может показаться очень маленьким и вообще ничего из себя не представляющим.

Бременем легким и игом благим должен быть для нас крест. От несения своего личного креста, хотя это тяжело и непросто, человек внутренне чувствует духовное ликование, радость о Господе.

Бременем легким, о котором говорит в Евангелии Господь, и игом благим должен быть для нас наш крест (см.: Мф. 11, 30). Это важный критерий. Когда под гнетом креста, под тяжестью подвигов – а человек, часто мечтая о себе, находясь в духовной прелести, сам на себя возлагает непосильный крест – христианин начинает ломаться, это ненормально. Значит, это не его крест. От несения своего личного креста, хотя это тяжело и непросто, человек внутренне не может не чувствовать духовного ликования, определенного торжества и радости о Господе. Если этого чувства нет, лучше пересмотреть свой духовный подвиг.

В середине Великого поста нам благоразумно предложено еще раз как бы «сверить часы» с учением Церкви в деле того, что мы совершаем. Сегодня в помощь нам, для осознания того, что значит «не постыдиться Христа в роде прелюбодейном и грешном», предлагается вспомнить о подвиге сорока севастийских мучеников (см.: Мк. 8, 38). В нынешний воскресный день выпадает их память и даже юбилей, круглая дата: сегодня исполняется ровно 1700 лет со дня их мученической кончины. Мы имеем сегодня возможность приобщиться к этой духовной радости. На Руси очень этот праздник любят, и тот, кто знаком с житием этих святых угодников Божиих, наверное, не может не переживать духовного восторга от того, на что способен человек.

Празднование памяти севастийских мучеников открывает нам понятие христианского подвига. Им было страшно, но христианство вкладывает в сердце храбрость через веру в Господа.

Мученики пострадали от беззаконного правителя в древней Армении, в Севастии в 320 году. Будучи профессиональными воинами, они, конечно, хорошо умели сражаться и не отреклись от Христа, поскольку были христианами. Правитель, разъяренный их стойкостью в вере, решил предать их мучительной смерти: в холодное время он поставил воинов в ледяное озеро, причем на берегу разжег баню. Ночью мороз усилился, озеро начало покрываться льдом. Но, будучи мужественными людьми, воины решили претерпевать страдания до победного конца. Только один из них не выдержал и побежал греться в баню, но, вбегая в нее, упал замертво.

А вот страж, который караулил мучеников, вдруг осознал, что воины, находящиеся в этом озере, не мучаются, а радуются и ликуют о Господе своем, что в сердцах их столько света, столько любви и столько тепла, что им совершенно все равно, где они находятся. И тогда этот страж воскликнул: «И я христианин!», – и встал на место убежавшего воина. Таким образом число мучеников снова стало прежним.

Это событие открывает нам понятие христианского подвига как такового, поясняя, что значит «не постыдиться Христа в роде сем, прелюбодейном и грешном». Нельзя сказать, что мучеником не было страшно. Ничего не боятся только люди сумасшедшие или больные. Абсолютно нормальный человек при понимании, что ему сейчас будет больно, перед лицом страшных обстоятельств не может не бояться. Но в том-то все и дело, что христианство часто вкладывает в сердце человека храбрость через веру в Господа. Именно ее имели севастийские мученики, они в ней навыкли, будучи воинами. Эту храбрость и мужество они засвидетельствовали перед лицом смерти. И за их желание быть со Христом Господь помог им претерпеть страшные страдания.

Подобно севастийским мученикам, мы должны не сдаваться, но стоять насмерть в борьбе с грехом, не поддаваться страстям. И тогда Господь обязательно утешит нас, как утешил их.

Конечно, к каждому из нас это имеет прямое отношение. Мы не способны, наверное, на такой великий подвиг ради Христа, который совершили сорок мучеников севастийских, мы и на более частный подвиг не всегда способны. Но по крайней мере каждый из нас способен, это абсолютно точно, поскольку мы имеем дар благодати, противостоять тому греху, который постоянно врывается в нашу жизнь, противостоять тем страстям, которые постоянно пытаются насиловать наше внутреннее естество. Мы должны, подобно севастийским мученикам, пусть нам будет очень холодно или очень горячо, не сдаваться, стоять насмерть, не поддаваясь ни грехам, ни страстям. И тогда Господь обязательно утешит нас, подобно тому как утешил сорок севастийских мучеников.

В сегодняшний день хочется пожелать всем нам самого что ни на есть настоящего внутреннего мужества и храбрости, чтобы быть истинными воинами Христовыми и не лишиться того венца, который каждому из нас уготовал Господь в Невечернем Своем Царстве.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

22.03.2020

Дата последнего изменения: 29.03.2020