Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю Великого поста. Cвятителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. 15.03.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем со вторым воскресным днем Великого поста! Сегодня Святая Церковь прославляет святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, который жил и подвизался в XIV веке, который отстаивал православное учение о Божественной благодати.

В XIV веке в западной церкви возник вопрос о том, что из себя представляет так называемый фаворский свет, то есть тот свет, которым на горе Фавор в дни Своего общественного служения перед учениками просветился Господь и Спаситель наш Иисус Христос (ср. Мф. 17, 1-3). И некоторые западные богословы решили, что речь должна идти о тварном свете, поскольку он был виден глазами апостолов.

Но, по большому счету, спор был не о природе этого света. По сути дела, спор шел между мироощущениями – рационалистическим и истинно православным, которое зиждется, базируется на вере человеческой. И великий подвижник и аскет, монах, святитель Григорий Палама, который имел также архиерейскую степень служения, стал на защиту православного вероучения о том, что свет фаворский есть не что иное, как Божественная благодать, иными словами, сама Божественная сила, а не нечто тварное.

Божественный свет, дар благодати разлит по всему творению, находится в нем, но не становится его частью. Как солнце лучами, он пронизывает вселенную, а значит, является доступным для человека.

Это очень важно было утвердить, потому что таким образом была засвидетельствована непреложная истина: поскольку Бог стал Человеком, соединив с Собою человеческое естество, то и человек в состоянии воспринять непосредственно своим естеством Бога, увидеть Его. Ветхий завет говорил о том, что нельзя увидеть Бога: Бог есть Дух. Но поскольку во Христе соединились два естества, Божеское и человеческое, неслитно, неизменно и в то же время нераздельно и неразлучно, то человеку открывается возможность увидеть, как Бог проявляется в этом мире.

Современный верующий человек должен стараться осознать, что богословский спор XIV века – это не что-то архаичное и ненужное, неактуальное. Каждому из нас дается знание о том, что Божественный свет, дар благодати разлит по всему творению во всем мироздании. С одной стороны, он находится в нем, с другой стороны, не сливается, не соединяется, не становится частью этого творения. Он, как солнце лучами, пронизывает всю вселенную, а значит, является доступным для человека. И для нас открывается еще одна важная истина: если Бог есть Жизнь, есть Источник жизни, то тайна существования творения Божия становится для нас в определенном смысле более понятной. Обращаясь к Духу Святому в молитве «Царю небесный»: «прииди и вселися в ны», – мы просим Его не только о том, чтобы жизнь Божественная была явлена вокруг нас, но чтобы она вошла в нас. И это стало возможным только после Святой Пятидесятницы, когда Спаситель совершил великое дело освобождения человеческого рода от проклятия, победил вечную смерть и ниспослал, как дыхание жизни, в сердце человеческое Бога Духа Святаго. Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл христианской жизни заключается в том, чтобы стяжать благодать Духа Святаго.

Смысл христианской жизни – стяжать благодать Духа Святаго. Для этого человеку надо открыть сердце для Божественной любви, исполняя заповеди по отношению к ближним.

На каких путях это достигается, что должен делать человек, чтобы стать храмом для Бога Духа Святаго? Конечно, недостаточно, как это делали в свое время западные богословы, сидеть в кабинетах и рассуждать о том, что значит «Бог есть Дух» или «два естества во Христе». Самое главное, что Бог по Своим свойствам открывается человеку как Жизнь, как Свет и как Любовь, но Он выше и того, и другого, и третьего. А для того, чтобы эту Жизнь ухватить, чтобы этот Свет увидеть, человеку необходимо открыть свое сердце для Божественной любви. Святая Церковь говорила нам, говорит и будет говорить об одном: любовь Божия может открыться в наших сердцах исключительно от деятельной любви, исполнения заповедей Божиих по отношению к ближним.

И, наверное, неслучайно со второй Недели Великого поста, когда мы чествуем святителя Григория Паламу, вспоминая учение православной церкви о фаворском свете, Святая Церковь заповедует читать евангельский отрывок об исцелении расслабленного (см.: Мк. 2, 1-12). Четверо принесли больного к ногам Господа нашего Иисуса Христа, Который исцеляет этого человека, воздавая хвалу тем, кто его принес. Вот она, деятельная любовь. Эти люди не смущались теми обстоятельствами, в которых оказались. Во-первых, конечно, им было тяжело и непросто нести парализованного. Во-вторых, из-за многолюдства сложно было войти в дом, где находился Господь. И они придумали выход из положения: влезши на крышу, они разобрали ее и спустили к ногам Иисуса этого несчастного человека.

Забота о ближних – это не их нужда в нас, а наша собственная сердечная нужда, необходимая для нашего спасения, которая выражается через деятельную любовь, помощь другим.

И Господь прославляет этих людей, похваляет за их веру, деятельную любовь. Эта любовь свидетельствовала о том, что перед ними не просто Бог Законодатель, но в первую очередь Бог Милосердие, Который обязательно откликнется на боль страждущего сердца. Святая Церковь призывает нас заботиться о ближних и говорит о том, что эта забота – не нужда ближних в нас, а наша собственная сердечная нужда, необходимая для нашего спасения. И если мы через деятельную любовь, направленную на помощь ближним, не откроем свои сердца для Бога, то не сможем и быть вместе с Ним.

Когда человек приступает к исполнению заповедей, выходя, условно говоря, из клетки, в которой он замкнут на себе, и начинает деятельно служить, то чувствует, как при созерцании человеческой боли начинает содрогаться его сердце, как оно начинает обливаться кровью, как оно начинает переживать за ближнего. И человек постепенно понимает, что счастье не в комфорте и уюте, не в устроенности и не в системе правильных мыслей, богословски выверенных, а исключительно в одном – когда ты отдаешь, а получающие от тебя испытывают счастье. Именно тогда человек открывает для себя Бога и наконец осознает, какое великое дело сделал Господь, когда взошел на Крест за каждого из нас, и очистил нас от греховной скверны, и открыл нам вечную блаженную жизнь.

От изучения православного вероучения о спасении дело нашего спасения не сдвинется с мертвой точки. Необходимо прикладывать важные церковные догматы непосредственно к нашей жизни.

Вторая Неделя Великого поста указывает, на что должен человек направлять свои усилия, начав поститься, чтобы не всуе был этот подвиг, чтобы человек не «развлекался» постом, молитвой, богослужением, участием в церковных Таинствах, ведь это все можно обратить именно в своего рода духовное развлечение. Но чтобы человек назидался, утверждался в том, что Бог есть Любовь и без этой Любви человеку в Царство Божие не войти.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хотелось бы пожелать каждому из нас, чтобы мы не занимались богословски-схоластическим изучением православного вероучения о спасении. От того, что мы знаем, не сдвинется с мертвой точки дело нашего спасения. Но необходимо, чтобы мы учились прикладывать эти важные церковные догматы непосредственно к нашей жизни, в которой находятся вместе с нами наши ближние. Тогда мы обязательно увидим, как в сердцах наших начинает сиять фаворский свет, освещая беспреткновенный путь в Царство Небесное.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю Великого поста. Cвятителя Григория Паламы,

архиепископа Фессалонитского. 

15.03.2020

Дата последнего изменения: 23.03.2020