Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 08.03.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем – первой Неделей Великого поста, а также с днем Торжества Православия! Сегодня Святая Церковь вспоминает событие, которое случилось в середине IX века после того, как была низложена иконоборческая ересь.

Установив праздновать победу Православия над ересями, не только над иконоборческой, но и над всеми теми, которые предшествовали ей, Святая Церковь утвердила важный догмат Боговоплощения, который является сердцевиной жизни верующего человека.

Догмат Боговоплощения утверждает, что в нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, Который является и истинным Богом, и истинным Человеком, при единстве Ипостаси или Лица соединены два естества или две природы – божеская и человеческая. Соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

В нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, Который является и истинным Богом, и истинным Человеком, при единстве Ипостаси нераздельно соединены две природы – божеская и человеческая.

Однажды Христос спросил апостолов, за кого они Его почитают. Петр от лица прочих учеников сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго», – тем самым выразив это учение Церкви в кратких словах. И за это исповедание он услышал от Христа великое ублажение: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, яко не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Аз глаголю тебе: ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (см.: Мф. 16, 13-18).

В этих словах Христовых мы видим великое обетование: до тех пор пока Церковь будет исповедовать истину, что Иисус Христос есть и истинный Бог, и истинный Человек, она будет стоять непоколебимо. История древней Церкви свидетельствует о том, как иногда раскачивался церковный корабль, как смертоносные волны ересей захлестывали и почти топили его, но Церковь стояла незыблемо, как на камне, на этом исповедовании. И никакая сила адова, вздымающаяся и пытающаяся погубить Церковь, не смогла это сделать и не сможет никогда, потому что Церковь всегда исповедовала и будет исповедовать этот важный догмат.

Господь дал нам великое обетование: до тех пор пока Церковь будет исповедовать догмат Боговоплощения, она будет стоять непоколебимо и врата ада не смогут одолеть ее.

Какое отношение все это имеет к нам с вами? Ведь мы тоже часть Церкви Христовой, мы ее члены, как говорит апостол Павел (см.: 1 Кор. 12, 27). А это значит, что и нам должно быть присуще это исповедование, своей жизнью мы должны исповедовать свою веру в то, что наш Спаситель является не только Человеком, но еще и Богом. Посмотрим внимательно на то, как мы пытаемся исповедовать это своей жизнью, и окажется, что мы совершенно ничего в этом плане не делаем, более того, мы очень теплохладно относимся к тому учению, которое Церковь пытается до нас донести. Но, не зная этого учения, сможем ли мы спастись? Очень у многих все православие сводится лишь к обычному исполнению внешне добрых дел.

У святых отцов есть сравнение человека с цветком, который расцветает на дереве по весне: все цветы очень похожи между собой, они благоухают и радуют глаз, и кажется, что природа каждому из них заповедала принести плод. Но только немногая часть из них приносит плод по осени: только те цветки, которые смогли совершить завязь. Это образ нашего православия: если мы с вами не сможем эту завязь совершить в себе, то тогда и плода никакого не получится. А это значит, что для вечной жизни мы можем оказаться пустоцветами. Опадет цветок, истлеет, и ничего от него не останется.

Святая Церковь говорит нам о том, что наши умы и сердца должны быть просвещены этой очень важной истиной: Бог, Который стал Человеком, соединив с Собой человеческое естество, соединяет с Собой материю. Через это Он освящает ее. Это значит, что все естество человеческое призвано к вечной блаженной славе, призвано, по апостолу Павлу, стать храмом для Бога Духа Святаго (см.: 1 Кор. 3, 16).

Господь, соединив с Собой человеческое естество, соединил с Собой материю, освятил ее. Естество человеческое призвано стать храмом для Бога Духа Святаго, призвано к вечной блаженной славе.

Первую седмицу Великого поста, когда мы по-особому постились и молились, когда мы по-особому рассуждали о великом предназначении человека, которое уготовал нам Бог и Спаситель наш, Господь Иисус Христос, венчает Неделя, которую Святая Церковь назвала Торжеством Православия, свидетельствуя перед каждым из нас о той высоте, к которой мы предназначены. Не всегда бывает просто человеку уловить эту мысль даже интуитивно, чаще всего из-за того, что мы находимся в постоянной суете и не можем приподнять голову вверх, чтобы увидеть свет Солнца Правды. И такие благочестивые подвиги, как пост, сопряженный с молитвой, с аскетическими упражнениями, с посещением богослужений, с участием в церковных Таинствах, направлены как раз на то, чтобы приоткрыть человеку возможность по крайней мере возжелать стать таким, каким хочет видеть нас наш Творец и Спаситель.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем неленостно изучать учение Церкви о нашем спасении, о том, что каждый из нас, лишь став храмом для Духа Святаго, сможет наследовать блаженную вечность. Проходя поприще Великого поста, внимательны и требовательны будем к себе. Тогда обязательно воссияет в наших умах свет этой великой, согревающей наши сердца истины.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия.

08.03.2020

Дата последнего изменения: 15.03.2020