Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 15.02.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным Праздником Сретения Господня! Сегодня мы пришли в храм для того, чтобы встретить Господа. Приходя в дом Божий, мы должны иметь чистое сердце и благое расположение, мы должны уметь славить Господа.

Но сегодняшний праздник открывает нам и нечто другое, Святая Церковь каждому из нас дает серьезный, важный урок (см.: Лк. 2, 22-40). Евангельские события, которые мы называем праздниками, часто очень драматичны по своей сути. И Сретение Господне – это непростой день в жизни Господа и особенно Божией Матери. Встреча с Симеоном Богоприимцем произвела ошеломляющее впечатление на Пречистую.

Священное Писание говорит, что на праведном Симеоне был Дух Святой, Который привел его в храм. Симеон получил обетование от Духа Святого, что до тех пор, пока не увидит Христа, он не увидит смерти. И всю свою долгую жизнь Симеон готовился к встрече со Христом, потому что знал, что она не может не состояться. Мы можем смело утверждать, что на тот момент встречи в храме Господа, Богородицы и Иосифа Обручника Симеон лучше всех в Израиле знал Священное Писание и учение об истинном Мессии. Праведный Симеон понимал, что его встреча с Пречистой будет недолгой, поэтому он сразу сказал самое главное, что Ей нужно было сказать, причем не от себя, а от Духа Святого, поскольку Им он был приведен в церковь.

Симеон однозначно указывает Деве Марии на Голгофу, на те страдания, которые претерпит Ее материнское сердце, когда Она будет взирать на Христа, находящегося на Кресте.

И после того, как Симеон прославил Господа, сказав: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – благословил Иосифа и Марию, он обратился к Богородице со словами: «Сей лежит на падение и на восстание многих, и Тебе Самой оружие пройдет душу, чтобы открылись помышление многих сердец».

Слова эти не были загадочными для Девы Марии. Она очень ясно понимала, что имеет в виду Симеон, как понимали это и все последующие святые толкователи этого текста. Симеон однозначно указывает Деве Марии на Голгофу, на те страдания, которые претерпит Ее материнское сердце, когда Она будет взирать на Христа, находящегося на Кресте. Он предсказывает, как будет содрогаться Ее сердце болью, как оно будет кровоточить. И, конечно, Божия Матерь эти слова не могла не принять, не могла не запомнить, поскольку Она как никто другой умела слагать глаголы, относящиеся к Ее Сыну, в сердце Своем.

Мы часто приходим к Богу и ищем у Него откровений и просим, чтобы кто-то нам по вдохновению что-то сказал, но чаще всего мы ищем именно то, что хотим услышать. А что мы хотим услышать? Чтобы кто-то похвалил нас, чтобы кто-то прославил нас, чтобы кто-то сказал, что дальше в жизни все будет хорошо в силу того, что мы уже пришли в храм. А на самом деле оказывается, что Господь часто жесткие, ошеломляющие слова говорит нам, может быть, не словами, а теми обстоятельствами, той жизнью, которая, как нам кажется, начинает нас сокрушать, делается для нас невыносимой.

Мы часто приходим к Богу и ищем у Него откровений. И хотя не всегда бывает радостно принимать то, чем Господь нас благословляет, это единственный путь, идя по которому, мы можем спастись.

Но посмотрим на Пречистую, на Иосифа – они приняли слово Господа смиренно. Они понимали, что по-другому быть не может, потому что никак иначе Священное Писание не сможет исполниться. А Писание говорит об одном: оно учит нас, как спасаться, показывает нам, что мы должны делать, чтобы спастись. Не всегда бывает радостно принимать то, чем Господь нас благословляет. Но если так происходит, значит, перед нами единственный, исключительный путь, идя по которому, мы можем спастись.

Но чтобы принять Божественное откровение, мы должны пройти серьезную подготовку. Мы знаем, что Божия Матерь навыкла чтению, изучению Священного Писания и не могла не знать пророческие откровения о том, что Мессия, Который придет в мир, будет Мессией Страждущим, что Он пострадает за род человеческий.

Мы знаем, что Симеон знал греческий язык и принимал участие в переводе текстов Священного Писания, или Торы, еврейской Библии, для Александрийской библиотеки за два с половиной века до Рождества Христова. Во время работы ему явился Ангел с вестью о том, что он будет жить, пока не увидит сбывшимся слова: «Дева во чреве приимет от Духа Святаго». И мы понимаем, что всю жизнь Симеон готовился к этой встрече, два с половиной века ушли на изучение Священного Писания, на то, чтобы постом и молитвою очиститься от грехов, приготовиться к встрече с Мессией.

Мы готовимся к встрече со Христом? Вовсе нет: мы часто пренебрегаем возможностью участвовать в Таинствах, в богослужении, в благочестивых делах, в исполнении заповедей.

Посмотрим на себя: в этом свете совершенно непонятно наше отношение к тому, как мы живем и готовимся к встрече с Мессией. Согласно Божественному Откровению, для всякого человека будет Страшный суд: вне зависимости от того, хотим мы или не хотим, верим мы в это или не верим, придет Господь, поставит каждого перед Собою и будет судить. У каждого из нас будет личная встреча со Христом. Нам некуда от этого деться.

Мы готовимся к этой встрече? Мы изучаем Писание? Мы очищаемся от греха? Вовсе нет. Мы очень теплохладно относимся к жизни, к тому, что Господь посредством Святой Церкви дает нам возможность участвовать в церковных Таинствах, в богослужении, в благочестивых делах, в исполнении заповедей. Отстраненно, автоматически что-то мы делаем в надежде, что через это Богу угождаем. А когда мы слышим неприятное откровение о том, что нас ждет впереди, нам становится обидно, мы даже начинаем роптать на Бога, мол, что-то не так Он по отношению к нам задумал и затеял.

Сегодняшний день свидетельствует, как внимательно, с одной стороны, а с другой стороны, как мужественно мы должны воспринимать все то, что в нашей жизни происходит.

Кто хочет быть христианином, должен обрезать свое сердце, а это очень болезненно. У нас есть возможность совершить ее через принятие тех обстоятельств, которые Господь нам посылает.

Повествование о Сретении Господнем продолжается словами о том, что отрок Иисус возрастал, укреплялся духом и был в послушании у Бога и человеков. А далее говорится о том, как двенадцатилетний Отрок Иисус потерялся после праздника Пасхи и только на третий день Божия Матерь с Иосифом нашли Его в храме Иерусалимском (см.: Лк. 2, 41-52). Богородица сказала: «Чадо, что Ты сделал с нами? Я и отец Твой с болью в сердце Тебя искали». И Отрок Иисус отвечает: «Зачем вы искали Меня, разве вы не знали, что Мне должны быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».

Зачем евангелист Лука соединяет события Сретения с рассказом о том, как Отрок Иисус потерялся? Он хочет показать, что тотчас после слов Симеона Деве Марии: «Тебе Самой оружие пройдет душу», – пророчество начало исполняться. Подготовка Божией Матери к Голгофе началась уже во дни отрочества Иисуса. И преподобный Силуан Афонский говорит о том, что ни одной матери не суждено испытать, что испытала Богородица, когда искала в течение трех дней, прообразующих трехдневное Воскресение, Своего любимого Отрока.

И праздник Обрезания Господня дает нам это евангельское чтение, чтобы засвидетельствовать – кто хочет быть христианином, должен обрезать свое сердце, а это очень кровоточащая и болезненная операция. Господь нам дает возможность совершить ее через принятие тех обстоятельств, которые Он нам посылает. Нужно только поддаться этому влечению Божию и сделать все, чтобы быть достойным носителем имени христианина.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Сретение Господа Бога и Спаса нашего

Иисуса Христа,

 15.02.2020

 

Дата последнего изменения: 26.02.2020