Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Неделя о Закхее. 02.02.2020

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодняшний воскресный день именуется традиционно Неделей о Закхее, поскольку мы с вами слышали евангельское повествование о мытаре Закхее (см.: Лк. 19, 1-10).

Примечательно, что с упоминания об этом евангельском чтении начинается Триодь Постная, а это значит, что мы подходим непосредственно к тем Неделям, которые начнут нас готовить к Великому посту, то есть мы должны задуматься о том, как это поприще будем проводить.

Поставим вопрос: почему «первой ласточкой» в подготовке к Великому посту Святая Церковь предлагает нам именно это зачало? В нем говорится о том, что однажды Господь накануне Страстных дней проходил через селение Иерихон. Его окружала огромная, многотысячная толпа, все хотели видеть Иисуса, Сына Давидова, как часто называли Его жители Палестины.

Одним из местных жителей был Закхей, человек сановитый: он был старейшиной над мытарями, сборщиками податей. Закхей был небольшого роста, и он понял, что не сможет увидеть Того, о Ком так ликует, Кого так превозносит толпа, и он залез на смоковницу, чтобы увидеть, Кто идет.

«Первая ласточка» в подготовке к Великому посту – евангельское зачало о мытаре Закхее. Христос пришел в Иерихон, чтобы посетить дом самого негодного, по мнению людей, человека – Закхея.

Когда Господь поравнялся со смоковницей, Он поднял голову и обратился к сидевшему там человеку со словами: «Закхей, Мне в твоем доме сегодня надлежит быть, пожалуйста, слезь». И говорит Писание, что Закхей слез и повел Христа в свой дом. А толпа, которая превозносила Христа как Мессию и Спасителя, начала роптать, потому что люди считали, что Господь пришел ради более возвышенных целей, а Он остановился возле, возможно, самого ненавистного, всеми нелюбимого человека в Иерихоне, поскольку мытари были не в чести у израильтян из-за того, что занимались исключительно тем, что выколачивали из людей деньги, часто последние.

И оказалось, что Христос пришел в Иерихон, чтобы прийти в дом к этому негодному человеку – Закхею. И когда Господь был в его доме и роптали люди, Закхей произносит удивительные слова, для многих, наверное, неожиданные, а может, неожиданные и для себя: «Если я кого-то чем-то обидел, возвращу четверицею». А перед этим он еще говорит: «Пол-имения отдам нищим». И Христос отвечает ему: «Сегодня спасение этому дому, потому что он, то есть Закхей, тоже сын Авраама». И Господь продолжает: «Сын Человеческий пришел в мир спасти погибшее».

Возможно, мы не раз задумывались: что происходит с Закхеем? Какая движущая сила заставила его залезть на эту смоковницу, почему он так поступил, что его сподвигло? Простое любопытство? Сложно сказать, но вряд ли дело только в любопытстве. Наверное, он интуитивно почувствовал, что приближается к нему что-то великое, чего в его жизни не было никогда. Внешне это было связано с тем, что Христа окружала огромная толпа. Но, может быть, что-то и сердцем почувствовал этот человек.

Что происходит с Закхеем? Какая движущая сила заставила его залезть на смоковницу? Он интуитивно почувствовал, что приближается что-то великое, чего в его жизни не было никогда.

И вот важный вопрос: а каким было его сердце? Он был злым, страшным, зверонравным человеком? Мы не знаем. Но, по описаниям современников, мытари были действительно страшными людьми, потому что у них не было совести, она была выжжена. Они могли любого человека насильно, буквально избивая, заставить платить в казну Римского государства последние деньги. И если человек оставался без средств к существованию, их это не интересовало. И мы понимаем, какими «талантами» должен обладать человек, чтобы стать начальником над командой мытарей.

Так что же произошло, почему открылось его сердце? Может быть, здесь нужно смотреть не на внешние, а на внутренние обстоятельства жизни любого человека. А для этого надо внимательно человеку посмотреть в свое сердце. Как мы реагируем на жизнь, на испытания и проблемы? Что в наших сердцах тогда открывается? Мы задумываемся над тем, что такое счастье, мы ищем его постоянно и в принципе все, что мы ни делаем, мы делаем исключительно ради одного – чтобы быть счастливыми, что уж говорить.

Закхей тоже очень хотел быть счастливым и, видимо, когда-то у него сформировалось ощущение, что, если он будет богатым, будет начальником над людьми, он будет счастлив. Но прошло 5 лет, 10, 20 лет, а Закхей понимает, что ничего не происходит. Ему казалось, может быть, что это потому, что он молод, а когда он будет постарше, еще подкопит денег, тогда точно будет счастливым. И опять ничего не происходит. Возможно, надо иметь под началом еще большее количество людей? И вот он этого достиг, но все равно ничего не происходит. И вот от этого опустошения духовного он вдруг откликнулся сердцем на то, что приближалось к нему, – Бог, во плоти пришедший. Устав от пустоты в душе от суеты и зарабатывания денег, он вдруг осознал, что это действительно великое, потому что сердце его начало согреваться. Если бы этого не было, не полез бы он на смоковницу, чтобы смотреть, что там происходит, сам не понимая, для чего.

А мы готовы ради Христа поступить так, как поступил Закхей? Нет, мы духовно гораздо ничтожнее и слабее мытаря Закхея, который залез на смоковницу, исповедуя Христа.

Находясь в доме начальника мытарей, Христос посмотрел в глаза Закхею, который также должен был посмотреть в глаза воплотившейся Истины и Премудрости. И вдребезги разбиваются честолюбивые планы мытаря. И этот человек вдруг свидетельствует, констатирует, исповедует, что все то, чем он занимался, было не о том, «мимо цели», и поэтому он говорит: «Пол-имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, возвращу вчетверо». Он понял, что счастье в Том, Кто находится сейчас перед ним. И если он видит, что Бог, пришедший во плоти, Которому негде было главу приклонить, Который был сыном плотника, смотрит на него любящими глазами, то, конечно, и Закхей откликается и исповедует, что ему больше ничего в этой жизни не надо.

А Господь свидетельствует через это для каждого из нас, насколько мы далеки от Него или близки к Нему. Спросим себя: а мы готовы ради Христа поступить так, как поступил Закхей? Пытаясь ответить на этот вопрос без всяких оправданий, мы поймем, что духовно гораздо ничтожнее и слабее Закхея. Он залез на смоковницу, исповедуя Христа, а мы очень часто лоб стесняемся или ленимся перекрестить в случаях, где можно и нужно это сделать.

Но если Христос говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (см.: Лк. 9, 26), значит, нам есть о чем задуматься, правда?

Слова Христовы о том, что Сын Человеческий пришел спасти погибшее, свидетельствуют: нет ни одного на земле человека, каким бы пропащим, каким бы грешным он ни был, которого не мог бы спасти Христос. Если Он приходит и спасает Закхея, констатируя, что тот для вечной жизни погиб (здесь важно прошедшее время слова «погибшее»), то это значит, что Богу возможно все. Но только при одном условии: если человек откликнется на призыв Господа, если он исповедует, что без Христа в жизни «все суета и томление духа» (см.: Еккл. 2, 11), пустота, ничего не могущая дать человеку.

Мы не можем дать обещание отдать половину имения, подобно Закхею. Но никто не может нам запретить или помешать жить так, чтобы пытаться во всем увидеть присутствие Божие.

Как же прийти в такое расположение души, что мы должны для этого сделать? Мы не можем дать обещание отдать половину имения, подобно Закхею. Но никто не может нам запретить, никто не может нам помешать жить так, чтобы пытаться во всем увидеть присутствие Божие. Во всем увидеть то, что Христос пришел и ждет каждого из нас, даруя нам вечную блаженную жизнь.

Христос дает нам заповеди, которые мы должны исполнять. В контексте сегодняшнего Евангелия мы можем рассуждать о том, что именно исполняя заповеди Божии и только исполняя их, мы можем увидеть, перед нами открывается то, что все вне Христа в жизни пусто, все не о том и не стоит тратить жизнь драгоценную, не нами вызванную из небытия, но нам дарованную, на эту пустоту.

В преддверии Великого поста, подготовительных Недель Святая Церковь просит нас по крайней мере крепко задуматься над тем, кто мы, куда идем, чем занимаемся, кого мы любим, кто нам нужен в этой жизни, хотя бы эти вопросы поставить и, не стесняясь, на них ответить. И тогда, даст Бог, то поприще, которое скоро начнется, – ровно через месяц, 2-го марта начинается Великий пост – может быть, принесет серьезный плод, который мы называем любовью к Богу и начатком вечной блаженной жизни.

Помощи Божией всем вам, дорогие братья и сестры!

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 33-ю по Пятидесятнице.

02.02.2020

 

 

Дата последнего изменения: 11.02.2020