Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу пред Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). 18.01.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Крещенским сочельником, навечерием праздника святого Богоявления! Сегодня по уставу Церкви совершается великое освящение воды для всех верующих.

Но поскольку мы находимся еще в преддверии праздника Крещения, нам предлагается евангельское зачало о той подготовке, которая предстояла израильскому народу, чтобы он мог принять пришедшего в мир Мессию (см.: Лк. 3, 1-18). Иоанн Креститель пришел на берега Иордана и проповедовал перед израильтянами, его проповедь на многих оказывала ошеломляющее действие, она была настолько сильной, что люди думали, не Мессия ли он?

О чем была эта проповедь? Первые слова, которые обратил Иоанн Креститель не только к народу, но и к религиозным вождям ветхозаветного Израиля, были очень жестокие: «Порождения ехидны, кто внушил вам бежать от будущего гнева?». Почему Креститель так говорит? Ехидна в Ветхом завете – это олицетворение сатаны, соответственно, порождения ехидны – это дети сатаны.

Почему Креститель назвал иудеев детьми сатаны? Народ израильский, пришедший на берега Иордана, как и диавол, не способен был к покаянию, считая себя и без него достойным Царства Мессии.

Почему же так назвал Иоанн Креститель этих людей? По всей вероятности, это связано с тем, что национально-религиозная гордость иудеев запечатлела их в самом главном и страшном делании сатаны. Подобно тому как сатана настолько устоялся в делании зла, что, даже зная, что для спасения нужно ему только покаяться, не хочет и не может этого сделать, и народ израильский, пришедший на берега Иордана, не способен был к покаянию, считая себя и без него достойным Царства Мессии.

И Креститель обрушил на них свою проповедь и сказал: «Сотворите плоды, достойные покаяния, не думайте глаголати в себе: отца имеем Авраама». А дальше он сказал, что «уже секира при корне дерев лежит и всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и в огонь метается». Эти простые слова, обращенные к каждому из нас, звучат не одно столетие и даже не одно тысячелетие. И мы должны понимать, что если не предпримем никаких действий, не заставим себя творить плоды, достойные покаяния, то мы тоже в Царство Мессии не сможем войти и тоже удостоимся этого страшного наименования – «порождения ехидны».

А какие добрые дела мы должны творить? Это тоже очень важный вопрос, и, наверное, самое главное здесь – не договариваться со своей совестью, что я называю добрым делом и что я делаю в качестве добрых дел.

Не сотворив добрых дел, плодов, достойных покаяния, мы тоже в Царство Мессии не сможем войти. Евангелие открывает нам, какие это плоды – милосердие к ближнему.

Сегодняшнее Евангелие четко обозначает критерии этих добрых дел. Евангелие от Луки говорит, что когда народ спросил, что ему делать, Креститель дал очень простой ответ: каждый делись с ближним твоим хлебом, едой, одеждой. Мытарям пророк сказал делать только то, что должны делать, и не желать большего, то есть не злоупотреблять своей властью над людьми. А воинам Креститель сказал довольствоваться жалованием, которое им платят, и никого не обижать.

По сути дела, все слова, которые Креститель обратил к народу, были об одном: он призывал народ стать милосерднее по отношению к ближнему. Вот это и есть плоды, достойные покаяния. Если их нет в нашей жизни, нужно постараться сделать так, чтобы они были. Это бывает очень сложно сделать человеку, который вырос в сознании своей правоты, в сознании того, что он и так добр. Заставить себя посмотреть на ближних и обратить к ним свое милующее сердце бывает очень непросто. Скажешь человеку: поступай так. Но человек сразу найдет сотню, тысячу оправданий: или эти слова не относятся к нему, или тот ближний, который под руку попался, совсем не такой, которому можно это дело милосердия сотворить.

Если верующий человек настраивается на жизнь таким образом, как просит его жить Креститель и Сам Господь, то все, что в Церкви он приобретает, споспешествует его спасению.

Но божественное правило не знает исключений. И Иоанн Креститель, произнося эти слова, призывал всякого по отношению к каждому человеку творить эти дела милосердия. Но если верующий по крайней мере настраивается на жизнь таким образом, как просит его жить Иоанн Креститель, а если точнее, то Сам Господь, то все, что в Церкви человек приобретает, бывает споспешествующим ко спасению.

Святая вода, ради которой мы сегодня пришли в храм, это великая святыня. Но подобно тому как в самые главные моменты совершающихся Таинств мы говорим: «Да не в суд или во осуждение будет мне святыня сия», и по отношению к воде мы можем так сказать. Если человек недостойно живет и не хочет жить достойно, насколько способна святая вода ему помочь, это большой вопрос. А если человек старается жить по заповедям Божиим, то конечно, во спасение, во здравие души и тела будет эта вода.

Дорогие братья и сестры, подходя к этой воде, мы должны благодарить Бога, что оказались в храме, что имеем возможность, наливая эту воду, молиться Ему, благодарить Его за то время, которое уже прожили, и испрашивать благословение на то время, которое Он нам еще отпустит для того, чтобы нам жить по Его святым заповедям, освящаться и помогать ближним находить Бога.

С Праздником!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в субботу пред Богоявлением.

18.01.2020

 

Дата последнего изменения: 26.01.2020