Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 31-ю по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.01.2020

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим двунадесятым Праздником Крещения Господня, Святым Богоявлением! Сегодня Святая Церковь вспоминает уникальнейшее событие не только в истории ветхозаветного Израиля, но и в истории всего человечества (см.: Мф. 3, 13-17).

Бог во плоти пришел на берега Иордана для того, чтобы креститься от Иоанна Предтечи. Евангелие от Луки говорит нам, что в момент, когда Господь выходил из воды и молился, отверзлись небеса и Дух в виде голубя сошел на Него, и раздался голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Мы называем этот праздник Святым Богоявлением, потому что впервые в истории человечества, конечно, не явно, не открыто, достаточно косвенно, но все-таки понятно для многих, явилось откровение о том, что Бог есть Бог Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но можно поставить вопрос: зачем человеку нужно откровение, что Бог есть Троица? О чем оно?

Ветхозаветный Израиль думал о том, что Бог – Мздовоздаятель, Каратель, Мститель. На берегах Иордана в момент Крещения Бог впервые открывается человечеству именно как Бог Любовь.

Всякий здравомыслящий человек понимает, что единство в каком бы то ни было большом организме возможно только в одном случае: если главным свойством, особенностью жизни этого организма является любовь. В противном случае невозможно быть единым целым. И Бог открывается впервые человечеству именно как Бог Любовь. Ветхозаветный Израиль думал о том, что Бог – это Мздовоздаятель, о том, что Он Каратель, о том, что Он Мститель, о том, что Он может все сокрушить на Своем пути. А откровения о том, что Бог есть Свет и Любовь, Израиль не знал, хотя пророки об этом неоднократно говорили.

Самое главное в том, что для нас Бог открывается как Бог Любовь. Он посылает на берега Иордана Сына Своего для того, чтобы Тот, безгрешный, крестился. Но ведь крестились те, кто каялся перед Иоанном в своих грехах. Зачем тогда Господь приходит для крещения? Церковные учителя говорят нам, что Господь приходит для того, чтобы разделить с каждым из нас нашу участь. Чтобы пройти абсолютно таким же путем, каким идет каждый из нас. Но куда этот путь? Куда мы идем? И здесь перед нами встает вопрос о смысле жизни.

Зачем безгрешный Господь приходит креститься, ведь крестились те, кто каялся перед Иоанном в грехах? Чтобы разделить с нами участь, пройти тем путем, которым идет каждый из нас.

Казалось бы, банально над этим рассуждать. Погруженные в суету, мы часто пытаемся забыться, уйти от этого вопроса, но перед нами его постоянно ставит жизнь, перед нами его постоянно ставит Господь, и каждый из нас знает абсолютно точно, что умрет. Может, кто-то по наивности мечтает, что доживет до второго пришествия в теле, но, судя по признакам, вряд ли это случится. Итак, нет абсолютно никого, кто бы не был уверен в том, что он рано или поздно умрет. Все остальное для нас неизвестно, к примеру, мы не знаем, что будет через 5 минут, через час, через 10 дней или 10 лет, но о том, что умрем, мы знаем точно.

И Господь приходит для того, чтобы совершить и даровать человеческому роду великое чудо, чудо из чудес. Чудо, которое называется вечной жизнью. Многие подумают: «Опять мы говорим о чем-то банальном, тривиальном, надоело слушать!». Но ведь Господь пришел и сделал это. До пришествия в мир нашего Спасителя человеческий род через физиологическую смерть отправлялся в вечные муки и не было абсолютно никого, кто мог бы этой участи избежать. Но Бог, пришедший во плоти, взошедший на Крест, впустивший в Свое человеческое естество вечную смерть и победивший ее в себе, «смертию смерть поправ», как мы говорим в главный день нашего богослужебного года, совершает чудо. Он делает так, чтобы через смерть мы имели возможность входить не в вечные муки, а в вечную блаженную жизнь. И нам остается только узнать, что нужно сделать, от нас зависящее, чтобы претворить одно в другое.

Бог, пришедший во плоти, взошедший на Крест, победивший вечную смерть, совершает чудо: через смерть мы теперь можем войти не в вечные муки, а в вечную блаженную жизнь.

И Господь говорит нам о том, что без дара благодати невозможно это сделать, потому что только дар благодати может изменить человека. Первые слова, которые обратил Иоанн Креститель на берегах Иордана к шедшему креститься народу, были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см.: Мф. 3, 2). Иоанн очень мало сказал человеческому роду, но эти слова впоследствии повторил и Сам воплотившийся Бог: «Приблизилось Царство Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие» (см.: Мф. 4, 17, Мк. 1, 15).

Покаяние как раз и обозначает изменение образа мыслей, полный разворот от смерти к жизни. И чтобы развернуться и изменить свое мироощущение, говорит Господь, необходим дар благодати, потому что сам человек, зацикленный на собственной гордости, не может этого сделать. Но если мы приобщаемся к дару благодати, просветляя свои умы и согревая свои сердца, то возможно изменить что-то в своей жизни. И здесь мы поставим вопрос: что надо изменить, что значит «покаяться», что значит «развернуться на 180 градусов»?

До того, как обратиться к Богу, я люблю себя и в центре своей жизни имею себя, единственно и исключительно, и все, что я ни делаю в этой жизни, я пытаюсь делать для того, чтобы мне здесь было хорошо. Но Бог говорит мне: «Если хочешь через смерть отправиться не в вечные муки, а в вечную жизнь, сделай так, чтобы в центре твоей жизни стоял Я, Христос, и ты любил не себя, а Меня. И если ты это сможешь сделать, то тогда для тебя смерть, как и для апостола Павла, станет приобретением» (см.: Флп. 1, 21)

Покаяние – это изменение образа мыслей, разворот от смерти к жизни. Для покаяния необходим дар благодати: сам человек, зацикленный на своей гордости, не может этого сделать.

Поэтому верующий человек так чтит Господские праздники, которые совершаются в Церкви Христовой: здесь совершается не только обряд, но и Таинства, когда дар благодати Духом Святым низводится на верующих людей. И таким особенным, исключительным праздником является праздник Крещения Господня, когда мы освящаем воду, совершаем Великое освящение, когда благодать – Божественная энергия – соединяется с водой, то есть с физическим веществом, и человек, почерпающий этот осязательный дар благодати, принимающий его внутрь, умывающийся им, освящает себя. Но только при одном условии: если он хочет быть с Богом, если он хочет исполнять Его святые заповеди, если он хочет получить тот великий дар, который дает человечеству Господь, – через смерть войти в вечную блаженную жизнь.

В сегодняшний день мы не можем не сказать еще о знаменательном событии  на берегах Иордана. Когда крестился Господь, многолюдные толпы окружали Иоанна Крестителя и Господа. И перед ними разверзлись небеса, свет воссиял, Дух в виде голубя снизошел на Господа и громом возгремел Голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». А что дальше? Священное Писание повествует, что за Господом мало кто пошел, и это засвидетельствовал сам Креститель, сказав: «Никто не принимает свидетельства Его» (см.: Ин. 3, 32). Почему получилось так?

Иудеи не готовы были пойти за Христом, так как верили в то, что Мессия их сделает бессмертными. Та же духовная прелесть поражает нас: безумное упование на то, что мы вечны на земле.

По всей вероятности, люди были не готовы пойти за Христом, и по очень простой причине: многие из них, ветхозаветных иудеев, современников Христа, верили в то, что когда Мессия придет, им не надо будет умирать, он их сделает бессмертными.

Такая же духовная прелесть поражает наши умы и сердца, дорогие братья и сестры. Она буквально разъедает нашу жизнь, это какое-то безумное упование на то, что мы вечны на земле. И в силу того, что я себя уверил в бессмертии, мне не нужны заповеди Божии. И все, что Он предлагает для исполнения, мне тоже, вроде бы, не надо, потому что это для кого-то другого, который собирается умереть, а потом наследовать вечную блаженную жизнь.

Не будем обманываться, будем верить Божественному откровению, которое приносит для каждого из нас Господь. Будем верить Его словам, будем пытаться исполнить Его святые заповеди. И тогда великие дары, которые мы получаем в Церкви Христовой, одним из которых является Великая агиасма, святая вода, будут действительно не только во здравии, но и во спасение душ и телес наших.

Аминь.

С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 31-ю по Пятидесятнице. Крещение

Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

 19.01.2020

 

 

 

Дата последнего изменения: 27.01.2020