Праздник Святого Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще

«И глас бысть с небесе: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мк.1,9) — воистину слова, раскрывающие суть Праздника Крещения и Святого Богоявления. Именно этими словами торжественно пред лицем неба и земли, в присутствии всех, бывших свидетелями Его крещения раскрывается вся слава Иисуса Христа. Спаситель является во всей славе своего Божества.В Праздник Крещения все православные верующие собрались в храм, чтобы засвидетельствовать это событие. По традиции христиане собираются в храм, чтобы возрадоваться таинству самого события, чтобы прикоснуться тайне общения Лиц Пресвятой Троицы. При Крещении совершилось первое явление Спасителя народу Израиля. 

В дни Крещенского сочельника и самого Праздника Богоявления и Крещения совершается великое освящение воды — той, которую каждый христианин почитает и хранит как великую святыню, преподающуюся каждому.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). В ответ на учения еретиков Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня, который и был назван Богоявлением: в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.

Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водно́е естество». Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об воде и её освящении: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху́ воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17)».

Дата последнего изменения: 20.01.2020