Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше. 15.12.2019

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предложила нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки, который именуется о богатом юноше (см.: Лк. 18, 18-27). Событие это вспоминается Церковью неоднократно в течение года, а это значит, что оно имеет для каждого из нас очень важное значение.

Мы слышим о том, что один из начальствующих, богатый юноша, подошел ко Господу и, искушая Его, спросил, что ему нужно сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. И Господь ответил: «Что ты называешь Меня благим, никто не благ, только один Бог». А дальше Христос напоминает ему о необходимости соблюдать заповеди: не прелюбодействуй, не кради, чти отца и мать. Но юноша сказал, что все это он исполнил от юности. Тогда Господь сказал: «Одного тебе не хватает: пойди продай имение твое, и раздай нищим, и следуй за Мной».

И Писание говорит, что юноша очень опечалился, потому что был богат. Увидев его смущение, Спаситель сказал: «Очень сложно богатому войти в Царство Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши». И люди тогда стали полуроптать-полуспрашивать: «Кто же тогда может спастись?». И на это Господь ответил: «Людям это невозможно, но невозможное людям возможно Богу».

Богатому юноше хотелось жить как можно дольше, поэтому он спрашивает: что сделать, чтобы жить вечно и богатством наслаждаться? Но Царство Небесное нельзя купить.

Часто бывает, что евангельские персонажи, вопрошающие о чем-то Христа, изначально вопрос ставят неверно, исходя из своего мироощущения. Святые толкователи говорят, что богатый юноша ставил вопрос в двух смыслах. С одной стороны, возможно, он был настолько богат, что ему хотелось как можно дольше жить, и поэтому он спрашивает: что сделать, чтобы жить вечно и богатством наслаждаться?

С другой стороны, святые отцы указывают на неверную постановку вопроса: что нужно сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. Блаженный Феофилакт говорит: подумай, что такое блаженная вечная жизнь, то Царство, которому не будет конца. Разве может с ним что-то сравниться? Разве можно его чем-то купить? Разве можно что-то сделать, чтобы его приобрести?

Приведем параллель из нашей жизни. Кому из нас при виде космического корабля придет в голову мысль сказать его создателям: сколько нужно заплатить, чтобы корабль этот приобрести? Мы понимаем – это безумие. Сколько бы мы ни работали без отгулов, без выходных, какая бы ни была работа высокооплачиваемая, мы никогда не заработаем на него. Почему неверно поставлен вопрос? Вопрос должен быть не о цене корабля, а о том, что нужно сделать, чтобы в нем оказаться и полететь в космос. Так приточно мы рассуждаем о Царствии Божием.

Господь отвечает юноше в соответствии с его сердечными устремлениями, таким образом, что вдруг становится понятным, что он вообще не туда идет, он не о том думает и не того чает. Христос как бы говорит ему: если ты добрый и хороший человек, таковым по крайней мере себя считаешь, давай проверим твою доброту, чистоту твоей души. Для Царства Божия существует один критерий: пойди и все раздай, продав имение свое. Сможешь? Человеку очень грустно. Это и есть свидетельство того, что он глубоко ошибается в том, что такое Царство Божие, и глубоко заблуждается на свой счет, думая, что он по-настоящему добрый и в спасительном смысле слова хороший.

Что для нас является богатством, которое мы могли бы приобрести, чтобы в Царство Божие войти? Конечно, это Христос. Не приобретя Христа, никто в Его Царство не войдет.

И тогда перед нами встает вопрос: что для нас является богатством, которое мы могли бы приобрести, чтобы в Царство Божие войти? Конечно, это Христос. Не приобретя Христа, никто в Царство Божие, в Его Христово Царство не войдет. Для каждого из нас Он и есть та Цена, если можно так сказать, которая будет ходатайствовать о нашем входе в вечную блаженную жизнь.

А как можно Христа приобрести? Его ведь не купишь. Исключительно любовью к Нему, сделав Его сокровищем своего сердца. Это единственное и исключительнейшее условие, без которого никому и никогда невозможно будет в Царство Божие войти. Но поскольку Христос есть Бог, поскольку Он бесконечен и вечен, то сердце, принимая Его, должно быть полностью свободно. Ничего другого в плане пристрастия или любви к кому-то и чему-то, любви с маленькой буквы, там быть не может. И поэтому Христос просит нас постоянно избавиться от какого бы ни было богатства, то есть того, на что мы уповаем, думая, что можем в Царствие Божие войти.

А с чего начинать? С самых простых заповедей: не прелюбодействуй, не воруй, чти отца и мать, не лги. Конечно, исполняя эти заповеди, мы не покупаем ими Царствие Божие. А что мы делаем? Эти заповеди – наши моральные границы, которые не дают нам скатиться по наклонной нашей жизни, охраняют нашу духовность и нравственность.

Господь говорит о христианском совершенстве: рано или поздно человек должен осознать, что ничто в этом мире не может быть достойно Христа, не может быть лучше, чем Он.

Но это только начало пути, потому что мы видим, что в словах Христа идет речь и о христианском совершенстве: рано или поздно ты должен осознать, что ничего абсолютно в этом мире не может быть достойно Христа, не может быть лучше, чем Христос. И исполняя из раза в раз, изо дня в день, из года в год эти заповеди, человек постепенно, не сразу приходит к этому, вразумляясь назиданиями Христовыми, просветляя свой ум, воцерковляясь.

Вопрос о том, что нужно делать, стремясь к вечной жизни, который ставит богатый юноша перед Христом, мы должны задавать постоянно, мы должны концентрировать внимание на нем, но объективно при этом оценивать свои способности и возможности. В нашей же жизни часто бывает наоборот: мы не задаем этот вопрос Христу. Мы всей жизнью свидетельствуем перед Ним, что уже все поняли и знаем, что мы должны сделать, чтобы в Царствие Божие войти. Мы уверены, как богатый юноша, что мы уже практически все сделали для достижения этой цели. Но нередко оказывается, что мы даже и не начинали движение в Царство Божие.

Помоги, Господи, каждому из нас не быть подобным этому юноше, помоги, Господи, осознавать нам свою немощь, помня главнейший евангельский принцип: спасение человека самим собой невозможно, но все возможно Богу. Дай Бог, чтобы, помня этот принцип, мы истинно спасались, а не находились в духовной прелести.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 26-ю по Пятидесятнице,

 15.12.2019

 

Дата последнего изменения: 23.12.2019