Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. Исцеление скорченной женщины. 08.12.2019

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, с праздником Отдания Введения во храм Пресвятой Богородицы! Нередко верующий человек задается вопросом: зачем Святая Церковь установила дни отдания праздника?

Поскольку в Церкви Христовой все зиждется на любви, мы с вами постоянно исповедуемся в грехах и в самом страшном – нелюбви к Богу. И такими праздниками, как отдание, Святая Церковь напоминает нам о том, что рано или поздно торжества жизни проходят, наступают будни. Этими днями Святая Церковь дает нам возможность испытать печаль по Богу, как говорит Священное Писание, проверить, является ли храм Божий и все то, что мы называем праздником церковным, сокровищем нашего сердца. Если щемит сердце в день отдания праздника, значит, является он сокровищем сердца, значит, есть надежда на спасение. А если день отдания праздника для нас пустой звук, мы спокойно смотрим на то, как заносят праздничную икону в алтарь, значит, нам есть, в чем покаяться перед Господом и над чем еще поработать.

Для каждого истинно верующего праздник, а потом его отдание, являются свидетельством течения жизни человеческой: то вдох, то выдох, то день, то ночь, то пост, то обычные дни. И Святая Церковь такими событиями, как отдание праздников, постоянно настраивает нас двигаться, не стоять на месте. Потому что если воспринимать все как данность и смотреть на себя как на уже законченную, совершенную данность, то ни о каком спасении речи быть не может.

Праздник и его отдание – свидетельство течения жизни человека: то вдох, то выдох, то день, то ночь, то пост, то обычные дни. Церковь призывает нас постоянно двигаться вперед, не стоять на месте.

Сегодняшнее евангельское зачало о женщине, которая была скорчена и в течение 18 лет страдала страшным недугом, по сути дела, являет нам то, как может человек идти к Богу, как он может двигаться, даже если он в последних рядах, хуже всех (см.: Лк 13, 10-17). Это повествование о том, каким человек может быть духовно красивым, хотя в глазах других людей он уродлив. Как человек, практически не имеющий возможности распрямиться и толком ходить, может терпеть свою боль ради любви ко Господу. Эта женщина постоянно ходила в синагогу, ходила для того, чтобы там общаться с Господом и получать это общение через слышание слова Божия.

Господь неслучайно выделяет ее из числа присутствующих в синагоге людей, исцеляет ее перед глазами всех, говорит о том, что она является истинной дочерью Авраама, которую связал сатана. 18 лет она страдала этим недугом. С одной стороны, стоит задуматься о том, какое покаяние она принесла перед Господом за эти годы. Наверное, она понимала, что наказана за грех, если бы не понимала, вероятно, изверилась бы и перестала ходить в храм. С другой стороны, мы говорим о ее величайшем терпении. Какую боль она терпела, какие должна была претерпевать внешние обстоятельства – укоры, насмешки, обвинения в том, что она грешница и наказана своей болезнью от Господа. Но она не сломалась, а, как адамант духовный, свидетельствовала перед каждым, насколько жизнеутверждающим является слово Божие.

Неслучайно и в Ветхом завете, и в Новом Завете из уст самого Христа мы слышим о том, что человек питается не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (см.: Мф. 4, 4). И мы должны понимать, что слово Божие – не пустой звук, а именно то, что сообщает человеку жизнь, сообщает в самом прямом смысле, потому что это слово Того, Кто есть Жизнь и Источник жизни.

По словам Христа, не хлебом единым жив человек. Именно Слово Божие сообщает человеку в прямом смысле жизнь, потому что это слово Того, Кто есть Жизнь и Источник жизни.

Скорченная женщина почти ползком, преодолевая боль, из недели в неделю, из года в год посещала храм, напоялась этой жизнью, принимала ее, и это давало ей силы жить. И, конечно, Святая Церковь ставит ее нам в пример – как мы должны самоотверженно любить Господа. Посмотрим на себя: случается в нашей жизни какое-то неприятное обстоятельство – чихнул человек, кашлянул, кольнуло под боком или что-то внешнее нас отвлекает – все, человек уже освобождает себя от необходимости идти в храм, хотя, что уж говорить, в сравнении с этой женщиной он совершенно здоров.

То же самое касается и нашей молитвы, и нашего понимания о себе, и нашего исправления – кто из нас может терпеть, как эта больная женщина? А ведь это Ветхий завет, когда не было укрепляющей, утверждающей благодати. В трудных обстоятельствах мы можем терпеть не 18 лет, и не 18 часов, не 18 минут, но минута-две – и человек сразу сдается, отступает от выполнения церковных правил.

Приходя в храм из года в год, слыша этот текст Священного Писания, немногие относят его к себе и делают выводы. Но в святоотеческих толкованиях мы находим очень интересные рассуждения о том, что все мы именно так скованы, пригнуты к земле, как эта женщина, только духовно, нет у нас сил распрямиться. Мы видим только пятачок земли под своими ногами из своего согнутого положения, но никакого желания выпрямиться у нас нет. А из-за того, что нет этого желания, понимания, вся жизнь проходит в земной суете, движения духа, души мы редко испытываем.

Как эта женщина, мы скованы, пригнуты к земле духовно, нет у нас сил и желания распрямиться, поэтому жизнь наша проходит в суете, мы редко испытываем движения духа.

Когда мы приходим в храм, что мы ищем от Господа? Не все из нас идут на службу с целью выйти из храма обновленными, еще более устремленными ко спасению. Чаще всего ничего этого нет ни в наших головах, ни в наших сердцах. Мы часто скороговоркой совершаем правило молитвенное, бездумно участвуем в церковных Таинствах Исповеди и Причащения, чтобы иметь некую точку отсчета духовной жизни, а дальше, еще месяц или два, прожить точно в таком же ключе, в такой же тональности, как жили, абсолютно не исправляясь и не пытаясь исправиться.

Рождественский пост, хотя и не такой строгий, как Великий, все-таки пост, это подвиг, это то, что должно нас настраивать на исправление жизни, вдохновлять нас стать чище, светлее. Чтобы стать ближе ко Господу, чтобы иметь эту печаль по Боге, о которой мы говорили выше, в своем сердце, чтобы хотя бы грусть о том, что не все в жизни с Богом и по-Божиему, напоминала нам о том, что жив Господь, что Он ждет всегда, что Он может исправить по нашим понятиям неисправимое, может выпрямить невыпрямляемое.

И если мы сделаем усилие, сделаем шаг ко Господу, то, возможно, сподобимся услышать от Него слова, подобные тем, которые Он сказал женщине: Христос назвал ее дочерью Авраама. И к нам Он может обратиться: «Чадо Авраама». И может сказать, что Он исцеляет нас, дает нам возможность выпрямиться, посмотреть на Небо и увидеть, какое оно прекрасное, чтобы от этого сердца наши воспламенились желанием наследовать вечную блаженную жизнь.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 25-ю по Пятидесятнице,

 08.12.2019

Дата последнего изменения: 17.12.2019