Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре. 03.11.2019

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодня мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре, которую каждый из нас, наверное, хорошо знает (см.: Лк. 16, 19-31). И слыша эту притчу из раза в раз, верующий человек иногда надмевается в своих собственных праведных чувствах, невольно сравнивая себя с богачом из притчи.

Мы понимаем, что богач был безумным, что он поступил совершенно абсурдно, что нельзя было так жить, как он жил. И этот несчастный, оказавшись в аду, не смог даже удовлетворить своих просьб, чтобы язык ему остудили каплей воды и чтобы к его братьям послали Лазаря засвидетельствовать о том, что есть будущая жизнь.

Святая Церковь, снова и снова предлагая нам эту притчу, делает это не для того, чтобы мы возгревали в себе эти «праведные» «дерзновенные» чувства, нет. Она ждет от нас совсем другого. Если мы рассмотрим эту притчу в евангельском контексте, обратим внимание на причину, по которой ее рассказывает Господь, многое может стать на свое место.

Дословно перевод притчи звучит так: «Некий же человек…», – и это начало повествования свидетельствует о том, что Господь поясняет нечто, сказанное Им выше. Обратимся к 16-ой главе Евангелия от Луки. Христос говорит людям, которые Его окружали: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Не можете служить Богу и маммоне» (см.: Лк. 16, 10-13).

Это притча о самолюбии человеческом, когда человек замкнут на себе, интересуется только собой. И, как следствие, не может распорядиться данным ему богатством правильно.

Далее говорится о том, что находились при Господе и фарисеи, которые были сребролюбивы, и смеялись над Ним, и Господь говорит им: «Вы показываетесь перед людьми праведниками, но Бог знает сердца ваши». И дальше добавляет, пожалуй, одни из самых жестоких слов в Евангелии: «То, что высоко перед людьми, является мерзостью перед Богом». А еще дальше, на первый взгляд безо всякой связи с вышесказанным, говорит: «Всякий, кто разводится с женою своею, чтобы жениться на другой, прелюбодействует, и всякий, кто женится на женщине, которая развелась с мужем, тоже прелюбодействует (см.: Лк. 6, 15-18).

А потом следует притча о богаче и Лазаре.

Поставим вопрос: в каком контексте Господь приводит эту притчу, что Он хочет показать этими примерами? Подводя общий знаменатель, можно сказать, что речь идет об одном – о самолюбии человеческом, когда человек замкнут на себе, когда интересуется он в этой жизни только собой и больше никем. И, как следствие, он не может распорядиться тем богатством, которое ему было дано, правильно. Человек, который думает только о себе, под себя выстраивает свою жизнь, делает только то, что ему хочется: он способен развестись с кем угодно и жениться на том, на ком он хочет, но это есть прелюбодейство. И то, что люди часто поставляют для себя как идеал, как цель, Христос, воплотившаяся Истина, Богочеловек, пришедший на землю, называет мерзостью перед Богом. Какие страшные слова!

Самолюбивый человек живет, как ему хочется: женится, разводится, думает об удовольствии. Но то, что люди часто считают идеалом, целью жизни, Христос называет мерзостью перед Богом.

Притча Христа о богаче и Лазаре свидетельствует о том, как можно безумно, бездумно распорядиться богатством, которое Бог вкладывает человеку в сердце и в руки. Чаще всего люди хотят замкнуть его на себе и наслаждаться этой жизнью, абсолютно не думая о том, что будет дальше. Но Истина воплотившаяся открывает нам, что есть будущая жизнь, что есть «лоно Авраамово», что есть ад, где мучаются те, кто не исполнил заповеди Божии. Пожалуй, самое главное, к чему призывает Господь нас, это правильно воспользоваться всем тем, что Он нам дал.

А как это сделать? В притче богач просит Авраама, вступая даже с ним в перепалку, прислать на землю Лазаря засвидетельствовать перед его братьями существование загробной жизни. Авраам отвечает: «У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают». Богач прекословит, говоря: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых воскреснет и придет, тогда послушают». Авраам отвечает: «Если не помогают Моисей и пророки, никто не поможет». Но выше праотец Авраам говорит еще очень важные слова: «Между нами и вами пропасть великая, и нельзя ни отсюда туда, к вам, перейти, ни от вас к нам перейти невозможно. Так устроил Бог».

Что это за пропасть и почему нельзя ее перейти? Ведь у Бога все возможно. Да, у Бога возможно все, но человек не на многое способен. Под этой пропастью мы должны понимать следующее: если человек всю жизнь любил только себя, был замкнут на себе, удовлетворял только свои потребности, даже если под благовидным предлогом ходил в церковь и участвовал в Таинствах Церковных, он не сможет взять и враз отречься от любви к себе. Отрекшись от любви к себе, кого ты полюбишь? Можно полюбить только Бога. Но нельзя захотеть и полюбить, нельзя вдруг перемениться, поэтому велика эта пропасть, которую невозможно перешагнуть.

Господь не протестует против истинной любви к себе, но протестует против ложной – самолюбия. Только истинная любовь к себе способна ввести человека в вечную блаженную жизнь.

Но если быть еще более внимательным к себе и к Евангелию, можно заметить, что Господь не протестует против истинной, Богом заповеданной любви к себе, но протестует против ложной любви – человеческого самолюбия. Истинная любовь к себе только и способна ввести человека в вечную блаженную жизнь.

Итак, исключительным свидетельством существования вечной блаженной жизни является не воскресение кого-либо из мертвых – даже такое чудо не поможет нам, по слову Авраама. Но если мы настроены на жертвенное служение по отношению ко всем тем, кто нас окружает, то можно говорить о том, что мы любим себя верно и истинно и, говоря евангельскими словами, богатством, которое нам дано, распоряжаемся правильно.

Но если Авраам говорит о том, что нужно слушать Моисея и пророков, то мы могли бы добавить, что у нас есть еще большее и высшее откровение – Новый Завет. Соответственно, для нас не Моисей и пророки, а в первую очередь Четвероевангелие – Книга книг – является наиважнейшей. Если мы отказываемся ее изучать, если мы не знаем толком, что в ней написано, то о каком тогда верном и большом богатстве можно говорить, ведь мы не знаем, в чем и малое богатство заключается.

Поэтому из года в год Церковь призывает нас еще и еще раз не просто задуматься о себе – кто мы и кого мы любим? – а встревожиться тем, что нам совершенно безразлична эта Книга Жизни, Новый Завет, где дается откровение Божие о том, как научиться исполнять Его волю, то есть научиться любить себя истинной и спасительной любовью.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 20-ю по Пятидесятнице.

03.11.2019

Дата последнего изменения: 11.11.2019