Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. 27.09.2019

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с великим двунадесятым церковным Праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это событие, которое случилось в IV веке по Рождеству Христову в Иерусалиме и дало очень мощный толчок для повсеместного вселенского празднования в честь Креста Господня.

Как это часто бывает, нечто локально произошедшее заняло в истории Церкви особое место, приняло вид великого символа, великого образа.

Когда мы вчитываемся и вслушиваемся в слова молитвы, которые сегодня Святая Церковь произносит перед Животворящим Крестом, когда мы задумываемся о смысле своей жизни, взирая на Крест Господень, многое для нас проясняется и становится на свои места.

В величании Празднику мы поем, что Господь нас спас «от работы вражия». В чем эта работа вражия заключается? Наверное, каждый из нас задумывался над этим и по-своему отвечал на этот вопрос. Но есть ведь нечто глобальное, от чего нас спасает Господь. От чего же?

Когда мы вдумываемся в слова молитвы перед Животворящим Крестом, когда мы размышляем о смысле своей жизни, взирая на Крест, многое проясняется и становится на свои места.

Взирая на крест, отстранимся от всего того, что является внешним: Церковь с течением веков украшала Крест и мы видим его сделанным из золота, серебра, драгоценных металлов, редких и дорогих пород дерева. Но, по сути дела, Господь, Который является Богом, во плоти восходит на крест, распинается за род человеческий, Своим восшествием на крест свидетельствуя о том, что в этом мире Он не имел ничего, что могло бы вызвать в Его жизни радость или удовольствие от комфорта.

Сам о Себе Он говорил, что Ему негде главу приклонить (см.: Мф. 8, 20), говорил, что будет оплеван, поруган, что над Ним надсмеются (см.: Мф. 16, 22). Пожалуй, единственное прославление, которое Он допустил по отношению к Себе, это реакция народа на Его вход в Иерусалим: люди прославляли Его как Мессию. И это было сделано во многом для того, чтобы Он смог сказать во всеуслышание перед всеми Свои глаголы вечной жизни, которые могут помочь и помогают человеку войти в спасение.

Взирая на Крест и исповедуя Иисуса Христа нашим истинным Господом, слыша Его слова: Где я, там и слуга Мой будет (Мф. 12, 26) и Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18), – мы понимаем, что работа вражия, заставляющая нас работать диаволу, во многом заключается в том, чтобы оставить мысли и дела, связанные с нашим спасением, и пойти по пути приобретения счастья в этом мире.

Работа вражия, заставляющая нас работать диаволу, заключается в том, что мы оставляем мысли и дела, связанные со спасением, и идем по пути приобретения счастья в этом мире.

Но Господь пришел не для этого и не для этого Он избавляет нас от вражией работы. Он свидетельствует о том, что жить одним днем исключительно, не думать о вечности или ставить вечность на второй план, отдавая предпочтение земной жизни, – это очень серьезная ошибка, это, по сути дела, есть не что иное, как отказ исповедовать Его истинным нашим Спасителем.

Сегодня мы слышали апостольское чтение, Послание к Коринфянам апостола Павла, который говорит о том, что язычники и иудеи премудрости ищут, а мы, христиане, проповедуем Иисуса Христа, нашу премудрость (см.: 1 Кор. 1, 18-24). И мы должны понимать, что мудрым поступком для каждого из нас будет именно отстранение от попыток какое бы то ни было счастье здесь, в этой жизни, стяжать, найти и обрести. Господь устраивает так, что эта жизнь нам дается для того, чтобы приобрести вечное блаженное счастье.

И когда мы все-таки пытаемся хоть что-то здесь для себя устроить, затмевая и закрывая для себя вечность, мы начинаем уподобляться иудеям, для которых распятый Иисус Христос является соблазном. Или уподобляемся язычникам, для которых распятый Христос является безумием.

Ведя жизнь не по заповедям Божиим, в погоне за счастьем, мы поступками, грехами, страстями оказываемся на стороне иудеев и язычников, для которых Христос есть соблазн и безумие.

Мы не исповедуем это в головах своих и в сердцах своих, но, по существу, жизнь, которая идет не по заповедям Божиим, в бесконечных попытках поймать счастье, свидетельствует о том, что своими поступками, своими грехами, своими страстями мы оказываемся на стороне иудеев или язычников, для которых Христос есть и соблазн и безумие.

Господь Своим учением постоянно нас тревожит, постоянно вторгается в нашу жизнь, постоянно мешает нам жить, как нам хочется, потому что не за ту премудрость ухватились наши умы и не к тому счастью стремятся наши сердца.

И такие дни, как сегодняшний, Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, конечно, призывает каждого из нас не просто смотреть в глубину веков, в древнюю историю, где кто-то когда-то вознес Крест, нет, а именно в своих сердцах этот Крест вознести как можно выше и отдавать Ему всяческий почет и предпочтение. И тогда наверное сбудутся слова нашего Господа, что там, где Он, там и слуга Его будет. Не только на Кресте (а мы будем рано или поздно на своем личном кресте проходить нашу голгофу перед тем, как перешагнуть порог вечности), а еще будем там, где Господь сейчас пребывает, – в Его вечном блаженном Царстве.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. 

27.09.2019

 

 

Дата последнего изменения: 06.10.2019