Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. Воскрешение сына наинской вдовы. 20.10.2019

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки, где повествуется о воскрешении Господом нашим Иисусом Христом сына наинской вдовы, то есть женщины, которая жила в городе Наин (см.: Лк. 7, 11-16).

Когда Господь с учениками шел мимо этого города, из него выходила погребальная процессия: народ плакал, несли отрока, единственного сына матери-вдовы. Мы понимаем, как бывает жалко, когда человек умирает в расцвете лет, еще не начавши толком жить, какую скорбь должны чувствовать его родители, а здесь осталась одна мать отрока, его отец уже умер. Священное Писание говорит, что Господь останавливается и, умилосердившись, то есть сострадая матери, воскрешает отрока. Мальчик садится на одре, и Господь отдает его матери. И весь народ прославил Бога, слух о Господе как о великом пророке прошел по всей Иудее и за пределами ее.

Повествование это довольно короткое, но очень важное: в нем свидетельствуется о той величайшей Божественной силе, которую имеет Господь. По учению Церкви, Христос есть Истинный Бог и свидетельствует Он это через величайшие чудеса, такие как воскрешение человека.

Чудо воскрешения умершего отрока является свидетельством величайшей Божественной силы Господа. По учению Церкви, Христос есть Истинный Бог, для Которого нет ничего невозможного.

Для тех, кто знает это событие, кто не раз о нем читал и слышал, оно часто не является удивительным: совершенно не тревожится ни сердце, ни ум несмотря на то, что это событие из ряда вон выходящее. Если бы это случилось в наше время, наверное, прошел бы слух о нем по всей нашей необъятной стране. Потому что для человека, который живет земной жизнью, воскрешение из мертвых – это очень необычный момент, непонятный, часто не воспринимаемый ни сердцем, ни умом, как это ни странно будет звучать даже для верующего человека.

А вот люди, которые увидели это чудо, прославили Бога, и слух пошел о Господе по всей стране как о великом пророке, как о Мессии, иными словами, о Спасителе человечества. Но для верующего человека это событие является очень образным или аллегорическим. Неслучайно Святая Церковь вспоминает это событие, например в молитвах к Причастию. Или в акафисте Иисусу Сладчайшему мы читаем такие слова: «Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа».

На каких путях лежит воскресение души? Люди, узнав о воскрешении сына наинской вдовы, по всей окрестности иудейской страны прославили Бога. Они услышали о том, что совершил Господь. И здесь мы говорим вместе с апостолом Павлом, что «вера от слышания» (Рим. 10, 17).

Сначала человек слышит благую весть, воспринимает ее умом, а потом доводит ее до сердца, которое начинает воскрыляться, просыпаться, воскресать, начитает торжествовать и жить уже вместе с Богом. Итак, очень многое зависит от ума, от того, в какое русло он повернет услышанное. Неслучайно святые отцы сравнивают воскрешаемого отрока именно с умом человеческим. Поэтому перед каждым из нас стоит очень важная, серьезная стратегическая задача: воскресить свой ум для вечной жизни, пробудить его, чтобы он стал живым, чтобы он стал более водимым от слов Божественного откровения.

Наши умы часто мертвы, ведь и сегодня мы слышали Евангелие, но не встрепенулись ни наши сердца, ни наши умы от той благой радостной вести, что Господь воскрешает человека.

Святые отцы неслучайно сравнивают воскрешаемого отрока с умом человеческим. Перед нами стоит очень важная задача: воскресить, пробудить свой ум для вечной жизни.

Почему наш ум находится в таком состоянии, что с этим делать? Церковные учителя говорят, что происходит это от нашего погружения в суету. Мирские дела пеленают наш ум по рукам и ногам, суета и мир, лежащий во зле, навязывают уму свои ценности, свои, можно сказать, критерии счастья и блаженства. И ум, увлекшись ими, упиваясь ими, как будто смертоносным ядом, становится мертвым, и глаголы вечной жизни для него становятся закрытыми. А если ум не может быть проводником божественного, благодатного откровения для сердца, то и сердце никогда не проснется, никогда не восчувствует эту вечную блаженную сладость, которую Господь и здесь уже готов подать каждому из нас.

И тогда мы спросим: как воскресить, как реанимировать наш ум, с чего начать? Мы говорим о необходимости участия в церковных Таинствах. Да, это очень важно. Но есть еще один важный, на первый взгляд незначимый, момент, без работы над которым ничего не произойдет. Речь идет о внимательной молитве.

Все мы, погруженные в суету мирской жизни, часто свидетельствуем, говорим об этом на исповеди, что умы наши абсолютно не внимают словам молитв. Мы встаем на правило и начинаем читать, мы понимаем всю важность того, о чем читаем, всю важность подготовки, например к Причастию, ради которой и выполняем молитвенное правило, но ничего с собой поделать не можем: рассеивается внимание, разлетаются мысли, и где только они ни блуждают, но только не там, где должны быть.

И вылечить наш ум можно через молитвенные правила, которые дает нам Святая Церковь, потому что мы точно можем свидетельствовать, что наши умы и наши сердца никогда не родят этих святых, правильных, чистых, а самое главное, спасительных и благодатных мыслей.

Вылечить наш ум помогут молитвенные правила, данные Святой Церковью. Внимательная молитва необходима нам, ведь наши умы и сердца сами не родят спасительных и благодатных мыслей.

Вспомним состояние человека, выздоравливающего от тяжкой болезни: его отпаивают и откармливают понемногу, дают водички, горячий бульончик, протертую пищу. Хотя до болезни человек был готов помногу есть и помногу пить, по-другому он сейчас не может, хотя пища может быть вкусной и полезной. Точно так же и уму необходимо давать выверенными дозами внимательную молитву. Не огромные правила – утреннее, вечернее, акафисты, псалтирь, нет. Именно как больному, который выздоравливает, некоторым начинать нужно с самого малого – не с часа, не с получаса, а с двух или трех минут максимально. Попробуем: можем ли мы внимательно стоять на молитве, не отвлекаясь от слов молитвы, читать их, и мы увидим, как это сложно. Но если не начать с этого малого, то не будет и большего.

А какие критерии того, что мы хоть немного вошли в состояние нормального здравия, ума и сердечного сочувствия молитвам и готовы уже быть воскрешенными Господом? Начинается это именно с желания не только читать написанные молитвы, но самому молиться подобными словами – это начинает просыпаться молитвенный дух сердца.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас неленостно подвизаться в этом что ни на есть простом, может быть, в глазах других людей очень мелочном занятии, – внимании к словам молитв. Если мы начнем и выйдем из состояния духовного оцепенения, войдем в состояние духовной бодрости и радости о Господе, то тогда обязательно воскреснут наши умы и сердца, наши души. И тогда Господь нас, подобно воскрешенному отроку, сможет отдать Матери-Церкви, чтобы мы были достойными проповедниками истины о вечном блаженном спасении.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 18-ю по Пятидесятнице.

Воскрешение сына наинской вдовы.

20.10.2019

Дата последнего изменения: 29.10.2019