Проповедь протоиерея Георгия Климова в Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21.09.2019

Дорогие братья и сестры, всех поздравляем с Рождеством Богородицы! Сегодня великий двунадесятый богородичный Праздник, с него начинается  богослужебный год. Этот день особый, и душа верующего человека чувствует это, чувствует и природа.

Мы, конечно, далеки от мистики, но, несмотря на жуткие прогнозы синоптиков, видим, что сегодня, вопреки их обещаниям, солнце сияет и над нами лучезарное небо. Верим, что Сама Божия Матерь участвует в таких Богослужениях, как сегодняшнее, Своим Покровом покрывая нас и радуя такими внешними обстоятельствами.

В тропаре Праздника мы воспеваем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвестило всей вселенной». И становится ясно, что отголоски этой истины отражаются именно в стихиях нашей вселенной, нашего мира. Кто знает, какая погода будет через час-два дня после этой Литургии, но сейчас мы любуемся природой и верим, что это благословение Божией Матери.

Богослужебный церковный год – это, в каком-то смысле, символ жизни человеческой: она начинается рождением, а заканчивается смертью (неслучайно богослужебный год заканчивается Успением Божией Матери).

Богослужебный церковный год – символ жизни человеческой: она начинается рождением, а заканчивается смертью. Неслучайно церковный год заканчивается Успением Божией Матери.

Когда новый человек рождается, мы прославляем также его родителей. Недаром и в величании Праздника мы сначала прославляем Божию Матерь, а потом благодарим и Ее родителей – чтим их, ведь они послужили орудием для пришествия в мир Пречистой. Но не только орудием механическим, физиологическим. Очень серьезная подготовка велась этими святыми праведниками для того, чтобы Пречистая Дева пришла в мир: пришла не как плод похоти, а как плод молитвы и плод любви их друг к другу и к Богу. И очень важно, что эта любовь свидетельствовалась величайшим смирением, которое они имели. У ветхозаветного Израиля было убеждение, что если человек не рождает детей, то он грешен, даже, возможно, проклят и, соответственно, недостоин общения с обществом Израильским. Эта истина отразилась в кондаке сегодняшнего Праздника, где упоминается о «поношении», которое из-за бесчадства терпели Иоаким и Анна.

Представим себе, что должны были чувствовать праведники, как они должны были скорбеть, а значит, и смиряться, когда, с одной стороны, они своими сердцами чувствовали благость Божественную, своими умами постоянно чувствовали Свет Божественный, а с другой стороны, в глазах людей они были грешники. А что должна была чувствовать святая праведная Анна, когда уже зачала Божию Матерь, а люди продолжали поносить ее, но она не открывала свою тайну, поскольку люди все равно не поверили бы в возможность зачатия ребенка людьми в глубокой старости. Вчера на Всенощном бдении мы слышали Евангелие, всем нам хорошо известное, о том, как Божия Матерь пришла к праведной Елисавете, которая была непраздной (см.: Лк. 1, 39-57). Плод Елисаветин в утробе взыграл от того, что почувствовал приближение Господа. И Елисавета возопила гласом велием, блаженно воспела дивную песню Господу. Если Иоанн Креститель уже во утробе чувствовал Господа и изливал на сердце и ум матери-праведницы благодатные чувства, мы должны понимать, какие высокие и святые чувства испытывала праведная Анна, когда носила во утробе Деву Богородицу, Которая как никто другой чувствовала Господа, Его Божественную благодать.

Евангелие – это благая и радостная весть, и начинается она именно с Пречистой. Радость, которой исполнена Святая Церковь, и есть Евангелие: открываются для нас двери спасения.

И вот, рождается и приходит в мир Пречистая и начинается величайший подвиг из всех подвигов, которые существовали на земле. Такого подвига никогда не было, нет и больше не будет. Мы прославляем Пречистую как родившую Бога Слова и этим утверждаем, что Она совершила величайшую подготовку к этому. Преподобный Силуан Афонский говорит, что Пречистая ни разу не погрешила перед Богом даже в мыслях Своих, – вот этот чистейший сосуд был избран для того, чтобы Богу прийти в мир.

Если мы говорим о том, что Евангелие – это благая и радостная весть, то начинается она именно с Пречистой. И та радость, которой сегодня исполнена Святая Церковь, по сути дела, и есть Евангелие, поскольку мы ликуем, ведь открываются для нас двери спасения и открывает их именно Пречистая. Она является «зарей будущего дня», она является «Звездой, которая являет Солнце», и много еще мы знаем красивых символических сравнений, которыми Церковь прославляет Матерь Божию.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, сердечно вас поздравляя с этим великим днем, хочется пожелать, чтобы эта радость о Пречистой всегда сопутствовала нам во всех днях жизни. Будем помнить, что если мы будем с Божией Матерью, будем служить Ей и будем Ее прославлять, то какие бы тяжкие, тяжелые обстоятельства нас ни окружали, Божия Матерь всегда даст нам возможность узреть Солнце и согреться в Его лучах. С Праздником!

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

 и Приснодевы Марии.

 21.09.2019

 

Дата последнего изменения: 28.09.2019