Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. 08.09.2019

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с чествованием Владимирской иконы Божией Матери! Сейчас мы молитвенно обращались к Пречистой, чтобы Она, покрывая нас Своим покровом, давала нам возможность плакать о грехах наших, чтобы Она оберегала нас от всяких житейских бед и невзгод, дала нам возможность жить тихой и безмятежной жизнью.

Иными словами, мы просим Божию Матерь всегда об одном: чтобы Она нас сделала уповающими на величайшее милосердие Божие, на возможность получить дар спасения, поскольку самый важный догмат нашей веры – о спасении. Все, что мы делаем, мы должны именно с этим сопоставлять, об этом думать, этого чаять.

Сегодня мы слышали евангельское зачало, посвященное этому воскресному дню: богатый юноша спросил Господа, что ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19, 16-26). И он получил от Господа очень четкий и вразумительный ответ. Но, по сути дела, вся наша жизнь, все, что мы делаем перед Богом или, как мы говорим, ради Бога, все наши хождения в храм – это тоже есть своего рода постоянное задавание Богу одного вопроса: «Что нам сделать, чтобы жизнь вечную наследовать?».

То, что невозможно человеку, возможно Богу – это принципиально важное изречение Евангелия. Спасение человеку самому невозможно, оно возможно только через помощь Божию.

Господь отвечает простыми словами: «Твори заповеди – не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй». Но мы видим, что юноше оказывается этого недостаточно. Он говорит: «Я все это сделал, мне еще чего-то недостает». Тогда он слышит слова о христианском совершенстве: «Пойди продай имение и раздай нищим – и иди вслед за Мной, и будешь иметь сокровище на небесах». Мысль о том, что богатство мешает спасению, настолько неожиданной оказалась для юноши, что даже и апостолы спросили Христа: «Господи, а кто же тогда может спастись?». И на это Господь ответил: «Что невозможно человеку, возможно Богу».

Пожалуй, это принципиально важное изречение всего Четвероевангелия, а может, и всей Библии в целом: то, что невозможно человеку, возможно Богу. Но самое главное, что Господь утверждает следующее: спасение человеку самому невозможно, оно возможно только через помощь Божию и больше никак.

И вот, в сегодняшнем Евангелии мы видим очень коварный и страшный момент, который входит в мироощущение людей ветхозаветного, а можно сказать, и новозаветного Израиля. Слово «богатство» противостоит слову «Бог», является его антиподом, антиномией. То есть там, где Бог, для верующего человека не может быть богатства, там может быть только Бог, и там, где богатство, нет Бога. Неслучайно в русском языке слово «богатство» имеет один корень со словом «Бог»: оно заменяет для души человеческой, для духа человеческого, Самого Бога. И это страшно.

Слова «богатство» и «Бог», имеющие один корень, противоположны по значению. Там, где богатство, нет Бога: оно заменяет для души, для духа человеческого, Самого Бога.

Человек создан для Бога, он создан для жизни в Боге, для радости, для любви Божественной. Но в силу грехопадения и собственных грехов человек сам себя отсекает от возможности быть с Богом. А поскольку душа создана и устремлена к тому, чтобы это наслаждение, это счастье, блаженство получать, человек выдумывает богатство. То, чем можно Бога заменить, вот что такое богатство. И когда богатый юноша подходит ко Господу, он уверен, что служит Богу. А Господь все переворачивает в его сознании с ног на голову и говорит: «Ты не Богу служишь, ты себе служишь, ты служишь тому, что сам назвал богом, но на самом деле это идолы, которым ты совершаешь поклонение». И в этом, наверное, величайшая ошибка нередко и каждого из нас.

По каким же критериям верующий человек может понять, что служит не идолам, не богатству, а Богу? Как это проверить? Тот, кто внимательно слушал сегодня апостольское зачало, слышал проповедь апостола Павла о Воскресении (см.: 1 Кор. 15, 1-11). Апостол Павел дает нам очень важный жизненный критерий: все, что мы делаем, мы должны сопоставлять с Воскресением Христовым. Потому что если мы об этом не задумываемся, не помним, не стремимся к этому, тогда все наши парадигмы спасения рассыпаются и все, что мы делаем, не ведет к достижению цели.

Апостол Павел дает важный жизненный критерий: все, что мы делаем, мы должны сопоставлять с Воскресением Христовым. Без этого наши действия не ведут к достижению цели – спасению.

Вот давайте внимательно задумаемся, вспомним и дадим себе ответ: стоя сейчас на Божественной литургии, много ли людей думало о том, что им надлежит воскреснуть, о том, что некогда придет Господь и воскресит их? Кто думал о том, что его желание, чаяние всей его жизни – это быть со Христом и воскреснуть в вечную блаженную жизнь? Поставим еще более локальный и в то же время страшный вопрос: кто, подходя к Чаше Святой, причащаясь, думал о том, что это поможет ему воскреснуть в вечность?

А между тем в Евангелии Христос нам говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (см.: Ин. 6, 53-54).

Спросим себя: чаем ли мы воскресения, является ли это главнейшим критерием нашей жизни? Ничего подобного нет, и можно смело утверждать, что мы люди, которые уповают на богатство, а не на Бога. Богатство, конечно, не материальное, а внутреннее, душевное, духовное, то, что нам заменяет Бога.

Сопоставление себя с тем образом истинно верующего, который рисует перед нами Евангелие, не убеждает ли нас в этом? Христос говорит: «Когда молишься, зайди в комнату, закрой за собой дверь, помолись Отцу, Который втайне, не молись перед людьми, то есть сделай так, чтобы не быть замеченным и не выделяться из числа других» (см.: Мф. 6, 6). Он говорит: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. И вообще, какую добродетель ни делаете, делайте втайне, чтобы не быть замеченными от человеков» (см.: Мф. 6, 3-4). Вот евангельский образ бытия-жития.

Наша постоянная попытка выделиться из числа других, засвидетельствовать свое превосходство – это нарушение заповедей евангельских, упование на то богатство, которое мы создали для себя.

Посмотрим на себя, особенно молодое или среднее поколение, которое постоянно исповедуется в зависимости от соцсетей. А что там, в соцсетях? Там  постоянно попытка выделиться из числа других, засвидетельствовать перед другими, что мы «несмь яко прочие человеце», мы не такие, мы особенные. Мы внутренне интуитивно знаем, что мы нули перед Богом, да и перед ближними, но пытаемся всячески показать, доказать, что мы не такие, какие есть на самом деле: мы серьезные, мы красивые, мы достойные, мы талантливые. По сути дела, ведь мы этим, нарушая заповеди евангельские, уповаем на то богатство, которое создали для себя.

Приближает ли это нас ко Христу? Разве это ложное упование поможет каким-то образом нам воскреснуть? Причем здесь воскресение?

Поэтому Господь устами Святой Церкви призывает нас быть более внимательными к самим себе. Очень просто попасть в эту иллюзию, в это ложное служение богатству, созданному по своему образу и подобию, и закрыть для себя истинного Бога, Который принес нам дар спасения и дар воскресения. И если мы будем более мужественными по отношению к себе, то тогда, отстранившись от суеты, от всего наносного, мы войдем в русло тихого и безмолвного жития, которое будет определяться исключительно одним: нашим чаянием воскресения мертвых. И будем просить Бога только о том, чтобы Он нас лишил какого бы то ни было богатства, которое бы нас заставляло уповать не на Него, и дал нам радость осознания того, что наше богатство – это Бог, Который уже все для нас совершил. Дело за нами, небольшое дело.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. 

08.09.2019

 

Дата последнего изменения: 13.09.2019