Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Начало учебного года. 01.09.2019

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодня первое сентября, начало нового учебного года. Подсознательно мы понимаем, что учеба – это очень непростое занятие, это подвиг жизненный.

И есть духовники, которые говорят, что самое сложное в мире – это учиться. Но учиться не за страх, а за совесть, учиться так, чтобы знания приобрести и воплотить их в жизнь.

В современном обществе человек живет, общается, но работает часто не по профессии. Не всегда просто соединить знания, приобретенные в учебном заведении, с жизнью, воплощать их, чтобы через знания начать приносить благо себе и ближним.

Есть в народе одна коварная пословица, которая многих обижает. Но если спокойно и здраво рассуждать, можно убедиться в ее справедливости. Пословица звучит так: образование ума не дает. Но почему все тогда идут получить образование? Ведь и знания содержатся в учебниках, а любой учебник можно прочитать за час, за два. А что тогда дает образование человеку, чему оно его научает, что оно ему открывает?

Образование дает способность к систематизации, к развитию духовной и интеллектуальной интуиции, что открывает перед человеком законы миробытия, законы жизни людей.

В свое время митрополит Питирим, ныне покойный, когда узнавал, что тот или иной священник имеет техническое образование, говорил так: «За что я люблю инженеров – ему покажи гайку, а он уже видит машину». Иными словами, способность к систематизации, в которую вводит человека образование, представляется весьма ценной. Самое главное здесь – способность развития духовной и интеллектуальной интуиции, способность дедуктивно мыслить, то есть мыслить от частного к общему, или редуктивно, от общего к частному. И эта способность открывает перед человеком законы миробытия, законы нормальной жизни человеческой.

Но с другой стороны, ведь тот, кто пытается получить образование, или родители, которые хотят дать детям образование, думают не о том, чтобы человек начал мыслить интеллектуально, систематически, прилагая знания, полученные в школах и вузах, к жизни. Образование мы пытаемся дать себе и своим детям для того, чтобы быть счастливыми, получить больше возможностей, чтобы было хорошо. Но что такое счастье? Если не договориться о терминах, как говорят ученые, то науки не получится. А христианство – это наука из наук.

Если мы счастьем называем то блаженство, о котором говорит Церковь Христова, о котором говорит Господь, то мы уже начинаем приобретать знания в определенном русле. Неважно какие это знания – духовные, культурные, гуманитарные, технические, что угодно, – мы их приобретаем как некий строительный материал, из которого будем строить свое будущее, блаженное вечное счастье.

Мы приобретаем знания как некий строительный материал, из которого будем строить свое будущее, блаженное вечное счастье, понимая под счастьем блаженство, о котором говорит Церковь и Господь.

И вот, пожалуй, главная задача: ответственность родителей заключается в том, чтобы детей правильно в это русло ввести. Почему? Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 33). А это значит, какое бы образование мы ни пытались получить, если мы через него будем искать Царство Божие и исповедовать Божественную истину, откровение о том, что существует вечная блаженная жизнь, то все остальное приложится нам. Все остальные знания будут приняты нами правильно. Из них в конце концов будет выстроен красивый дом. Спасение неслучайно называется на языке святых отцов «домостроительством». Какие здесь главные ориентиры, в этой инфраструктуре строительства зданий, домов, которые могут дать человеку вечную блаженную жизнь?

Сегодняшнее воскресное Евангелие делает очень важный акцент на то, чем в первую очередь должен заниматься человек (см.: Мф. 18, 23-35). Мы все знаем притчу о двух должниках: один должник был прощен господином, и ему было прощено очень много, а второй должник не был прощен первым должником, оказавшимся немилосердным. И этот первый должник наказывается господином самым страшным образом. Не за то, что он не отдал свой долг, а за то, что не простил другого.

Обратим внимание на то, какими словами начинается и заканчивается притча. Вот конец притчи: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). А начинается притча с вопроса апостола Петра: «Господи, скажи: если против меня согрешил брат мой, до семи ли раз его прощать?». И Христос ему отвечает: «Я не говорю тебе до семи, но до семидесяти семи раз прощать ты должен согрешившему против тебя» (см.: Мф. 18, 21-22). А дальше Христос начинает притчу словами: «Поэтому Царство Небесное уподобилось человеку…» и так далее.

Человек, получая образование, в себе раскрывает образ Божий, который заключается в неизреченном милосердии, в готовности простить ближнему любые грехи, если он искренно кается.

Что из этой притчи мы должны извлечь для себя? Когда мы говорим о получении образования, мы утверждаем, что человек «образует себя» не в зависимости от своего желания, от того, кем он хочет стать, но в себе раскрывает образ Божий. Слово «образование» имеет общий корень со словом «образ». И сегодняшняя притча очень четко обозначает, в чем этот образ Божий заключается – в неизреченном милосердии, в готовности простить человека, несмотря на то, какие великие грехи он совершил, если он искренно кается в том, что сделал.

Каждому из нас нужно навыкнуть прощать ближних не за невинные грехи, которые они случайно против нас совершили, часто не понимая, что это грех в наших глазах, а именно за то, что намеренно, как зло совершается против нас. Вот это надо научиться прощать. Это и есть, пожалуй, самое главное, то, что мы называем образом Божиим в нас в контексте этой притчи.

Неслучайно и апостол Павел говорит, что знание надмевает, но любовь назидает (см.: 1 Кор. 8, 1). И это открывает перед нами важнейшую задачу: знание мы приобретаем не для того, чтобы надмеваться над другими, но чтобы открыть законы миробытия, через которые светит, сияет Любовь Божественная к человеческому роду. И нам самим надо научиться ближних своих любить.

И поэтому сейчас, дорогие братья и сестры, будем молиться о чадах наших и о себе, о тех, кто учиться только начинает или продолжает. Мы будем молиться, чтобы Господь просветлял наши умы и согревал наши сердца этим важным деланием во время учебы – открывать для себя благость и милосердие Божие и делать постоянно попытки через все то, чему мы учимся, научаться самому главному – ближних своих прощать и любить. Тогда все будет хорошо, тогда образ Божий и образование будут идти рука об руку, и тогда самая главная задача, ради которой мы здесь на земле и Господом вызваны из небытия, – получить блаженное Царство – будет вполне осуществима.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

01.09.2019

Дата последнего изменения: 08.09.2019