Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю всех святых. 23.06.2019

Все святые. Фрагмент иконы

Всех вас, дорогие братья и сестры с воскресным днем, а также с памятью всех святых!
Сегодня Святая Церковь прославляя всех святых, свидетельствует нам о том, что не всуе был ниспослан Дух Святой на человечество, поскольку Бог Дух Святой ищет сосуды себя и их находит.

И вот все те, кого мы называем святыми, являют для нас прежде всего свидетельство возможности того, что человек может стать храмом для Бога Духа Святаго.
На заре христианства апостол Павел очень четко обозначил эту цель для верующего человека, сказав коринфянам: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1Кор.3,16-17).
Наверное, когда Господь в Евангелии говорит: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, все остальное приложиться вам (Мф.6,33), и Он имеет в виду, что целью своей жизни христианин должен поставить то, чтобы стать храмом для Бога Духа Святаго, чтобы очистить себя от всяких скверн плотских, душевных, духовных, чтобы, как мы ежедневно в молитве Царю Небесному, начиная день и заканчивая, молимся, чтобы пришел и вселился в нас.
Но когда мы вглядываемся, всматриваемся, вчитываемся в жития святых, конечно, мы понимаем, что для этого человеку предлежит непростое поприще, непростой подвиг. И иногда даже хочется отложить такие жития, потому что ты понимаешь, что это запредельная для человека высота.
Однако это только так кажется. Потому что нет человека, который был бы жив и не согрешил, т.е. нет человека, пришедшего в мир, который бы не имел каких-то слабостей. Ведь и святые тоже были когда-то такими же слабыми, немощными людьми, были неверующими, иногда даже страшными грешниками. Но вот откликнулось как-то в их сердце слово Божие, каким-то образом повлекло их по неведомым для них путям спасения, и они, оставив всю суету мирскую, сделались избранными сосудами Божиими.
Но подобно тому, как человек, начиная заниматься спортом и желая достичь каких-то очень больших высот (например, поднять штангу в 300 кг), понимает, что от одного желания не получится это сделать и, завтра проснувшись, он не сможет ее поднять, понимает, что ему предлежит начать колоссальнейшую тренировку, не однодневную и не одномесячную, а многолетнюю, чтобы сделать это, так же и мы можем сказать: понемногу, незаметно для себя человек начинает очищать себя от греха, освящаясь даром благодати Духа Святаго.
Однажды Господь желающему последовать за Ним ученику, на просьбу того, пойти и попрощаться со своими родными, сказал такие слова: всякий взявшийся за плуг и озирающийся вспять, неблагонадежен для Царствия Небесного (Лк. 9,62).
С чем это связано? И чем определялась просьба человека пойти и попрощаться со своими родными? Когда человек берется за плуг, он знает, что ему предлежит физически очень сложный труд, причем в течение очень долгого времени. Такой труд, который вызовет неоднократное изнеможение, невозможность может даже двигаться, что-либо делать. И вот часто от таких мыслей у хлебопашцев возникает желание все бросить и пойти домой. Не заниматься этими вещами, пусть кто-то другой выращивает хлеб. А Господь говорит, если ты взялся за плуг, вспять, не оборачивайся, иди. Поможет Господь Сам Своею Божественною силою.
Да, действительно, жизнь человеческая — это огромное поле, которое нам надлежит вспахать, это тяжелый труд, но есть ведь Господь, Который помогает нам это сделать даром Своей благодати, Своим вдохновением на то, чтобы это совершить.
Однако, все-таки для достижения великих целей, нередко недостает некоторых вещей верующему человеку. Сегодняшнее Евангелие, очень четко их обозначает. На первый взгляд, конечно, режет страшно ухо, то что произносит для нас Господь: всякий, кто любит отца или мать больше Меня недостоин Меня, всякий кто любит сына или дочь больше Меня, недостоин Меня, кто не отречется от всего того, что имеет, — недостоин Меня (см. Мф.10, 37-38). Как с этим быть?
Обратимся к толкованию Святых Отцов, вникнем в контекст слов, произносимых Христом. По сути дела Господь призывает к одному – отречься от своих эгоистических желаний, от своих похотей плотских, которые постоянно правят нашей жизнью, которые постоянно замыкают нас на себе, на желании сделать во чтобы-то не стало так, чтобы нам, по человеческим меркам, было хорошо. Но Господь говорит: отрекись от всего этого. Забудь обо всем таком.
И вот, наверное, когда мы задумываемся о том, как это сделать можно и поставить вопрос: чем были связаны святые с Богом больше всего? Мы знаем, например, что преподобный Серафим Саровский, сказал о решимости, которой не хватает у простых людей грешников, в отличии от святых, которые мужественно и ревностно исполняли заповеди Божии. Можно сказать и об этом.
Но в определенном смысле можно утверждать, что святые с Богом связывались простотою своих сердец. Именно простота восприятия через полное доверие: как сказал Господь, так и сделай, — определяла их жизнь. Но простоте противостоит грех, который называется лукавство. Лукавство и есть самая мерзкая в глазах Бога, самая страшная и, к сожалению, повальная греховная болезнь человеческого сердца, которая как тлен, как ржавчина готова поразить всякого человека, пришедшего в мир.
И вот от этого лукавства очень сложно избавится бывает человеку, практически, невозможно, настолько оно глубоко, глубинно входит в наше естество. Оно определяется постоянной попыткой оправдать себя в деле неисполнения заповедей Божиих. Определяется, если можно так сказать, тезисами: «Если все делают так, значит и я могу делать так». И эта мысль не нова.
Один из великих подвижников благочестия преподобный Антоний Великий уже в 4 веке, заповедуя братии как спасаться, говорил об этих страшных вещах: «Наступит время, когда люди, глядя на верующих и видя, что они делают что-то непонятное для них, будут говорить: «Смотри, ты — не такой как мы. И поэтому (и дальше страшный ими делается вывод) ты неправ, то есть, ты грешишь».
Наверное, многие из нас чувствуют, что эти времена подступают к нам, накатывают на нас, и белыми воронами часто выглядят верующие люди в обществе, казалось бы, христианском. И самое страшное, пожалуй, в жизни верующего человека бывает оказаться в среде мирского христианства. Этот термин в свое время ввел святитель Филарет, митрополит Московский, сказав, что это самое тяжкое для верующего человека. Ведь во время гонения на Церковь человеку легко определить, как правильно нужно поступать, или как нельзя поступать. А вот когда в самой среде церковной действует враг, когда он разлагает умы, когда он опошляет чувства, когда он омрачает сердца и выдает это еще за подлинное христианство, то истинным подвижникам благочестия очень сложно бывает.

Но прославляя сегодня всех святых, мы свидетельствует о том, что и все мы призваны к святости, призваны ко спасению.

И поэтому в сегодняшний день хочется каждому из нас пожелать той неленности и ревности в деле богоугождения, той сердечной простоты, которая нас через веру и доверие связывала бы с Господом, давая возможность тщательно исполнять заповеди Божиих без оглядки на других людей, которые могут нам что-то сказать и как-то не так посмотреть. Пусть смотрят и пусть что-то говорят. Самое главное, что у нас есть один самый важный Свидетель, Который знает все и видит нашу жизнь, это Господь. Будем ходить перед Ним, как ходил праведный Авраам, зная что будет воздано нам не за наши внешние действия, а именно за наши тайны сердечные, за нашего сокровенного внутреннего человека.
Помощи Божией всем вам дорогие братья и сестры на этом пути, поздравляем вас всех с днем именин!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в день всех святых,

23.06.2019

 

Дата последнего изменения: 03.07.2019