Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 7-ю по Пасхе, Святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. 09.06.2019

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Неделя, которая приходится между праздником Святого Вознесения и днем Святой Троицы, именуется памятью отцов Первого Вселенского Собора.

Первый Вселенский Собор состоялся в 325 году – достаточно много времени прошло с того момента, как Господь ходил по земле, как заповедал апостолам проповедовать миру и вселенной. Да, прошло почти три века, но оглядываясь назад, через 2000 лет мы понимаем, что недолгое время христианство завоевывало мир. По сравнению с другими религиями, которые существовали и существуют на земле, христианство распространилось очень быстро. Причем мы можем утверждать, что это произошло чудесным образом, потому что за апостолами был Господь, Он их благословлял, Он их укреплял, Он их вразумлял и часто за них действовал.

И вот, в 325 году, когда Церковь получила возможность существовать легально, как мы сейчас говорим, то есть когда Церковь была признана в качестве одной из государственных институций, Cвятые отцы, церковные учителя постановили созвать Собор. Была необходимость совместно решить много назревших вопросов, потому что Бог Дух Святой присутствует только там, где Церковь живет едино: соборный разум может быть только там, где вся Церковь.

Cвятые отцы постановили созвать Вселенский Собор, потому что Бог Дух Святой присутствует только там, где Церковь живет едино: соборный разум может быть только там, где вся Церковь.

На Первый Вселенский Собор в Никею съезжаются 318 Cвятых отцов, они обсуждают и решают множество важных канонических вопросов. Многие из нас помнят о ереси Ария, которая была осуждена на этом Соборе. Внимание Cвятых отцов также было приковано к такой серьезной проблеме, как установление правил празднования дня Святой Пасхи и многим другим аспектам церковной жизни.

Поставим вопрос: что сделали для нас Cвятые отцы? Современному человеку об этом известно очень мало. Возможно, мы можем назвать лишь святителя Николая, который присутствовал на Первом Вселенском Соборе. Но больше мы никого не знаем: ни председателя, ни других великих подвижников благочестия. Современному верующему человеку, который погружен в суету, очень сложно достучаться до своего сердца, сложно почувствовать необходимость узнать, что было на Первом Вселенском Соборе – какие были приняты догматы, какие были утверждены каноны, что по существу сделали Святые отцы для Вселенского Православия, начиная с Первого Вселенского Собора и далее, утверждая соборно те или иные истины.

Чтобы ответить на этот вопрос, поставим другой: почему в память Святых отцов Первого Вселенского Собора Святая Церковь предлагает нам чтение отрывка из Евангелия от Иоанна, который непросто воспринимать на слух? (см.: Ин. 17, 1-13). Это действительно один из самых сложнейших текстов, так называемая Первосвященническая Молитва Иисуса Христа, в которой Господь, помимо всего прочего, посвящает Себя в жертву Богу Отцу (см.: Ин. 17, 19).

Жизнь вечная есть знание Бога и того, Кого Он послал, то есть Иисуса Христа. Возможность соединения с Богом Отцом и Иисусом Христом у нас есть только одна – через Бога Духа Святаго.

В этой молитве для нас много таинственных слов – о единении Его с Отцом, о единении Его с Его избранными, о том, что и они будут с Отцом едины. Потом Господь произносит такие слова: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). В этом утверждении, что жизнь вечная есть знание Бога и того, Кого Он послал, то есть Иисуса Христа, по сути дела, и есть ответ на вопрос, почему мы вспоминаем отцов Первого Вселенского Собора между праздником Вознесения и днем Святаго Духа, почему им положено это чтение.

Что значит знать Бога Отца, что значит знать Иисуса Христа? Здесь мы должны обратиться к подлиннику, к оригиналу: в библейском тексте стоит глагол, который нельзя перевести современным в нашем понимании глаголом «знание» или «знать», связанным со схоластическими умственными мудрованиями, нет. На библейском языке этот глагол всегда означает «знание и объединение», «соединение». Таким образом возможность соединения с Богом Отцом и Иисусом Христом у нас есть только одна – через Бога Духа Святаго. Потому что это Тот, Кто подает нам дар Божественной благодати, а в деле нашего спасения единение немыслимо без веры и, самое главное, без любви к Тому, с кем ты хочешь соединиться. Отголоски этой необходимости и радости от этого единения каждый из нас знает, поскольку мы любим и людей.

Священное Писание призывает нас озаботиться этим и иметь этот дар любви к Богу Отцу и Иисусу Христу. А как этого добиться? Когда мы рассуждаем о том, что же сделали отцы Первого Вселенского Собора или что они начали, лучше сказать, делать, мы можем точно утверждать, что Святые отцы своими канонами, своими правилами, своими утверждениями, своими низложениями ересей отстаивали возможность для человека правильно любить Бога. Они отстаивали возможность осуществлять и реализовывать человеку в жизни тот дар, который принес ему Христос. Это именно дар правильной любви к истинному Богу.

Святые отцы отстаивали возможность осуществлять и реализовывать человеку в жизни тот дар, который принес ему Христос, дар правильной любви к истинному Богу.

Как этот дар в человеке развивается? На чем делает акцент Святая Церковь? Мы знаем, что Церковь очень о многом говорит в отрицательном смысле: это нельзя, это не стоит делать, это плохо, это грех, а это хорошо. Тем самым Церковь в человеке развивает любовь к Богу, потребность в правильной любви к Богу и в то же время ненависть ко всему тому, что является препятствием для этой любви, всему тому, что заставляет человека уходить от этой истинной любви и обращаться в другую любовь, к другому какому-то объекту, который на языке Священного Писания и Церкви называется просто идолом.

Сегодня мы прославляем тех, кто утвердил для нас эти основные догматы истинного Богопочитания, поклоняемся им. И, конечно, неслучайно мы вспоминаем и чествуем Святых отцов Первого Вселенского Собора именно между праздником Вознесения и днем Святой Троицы. В определенном смысле жизнь всякого верующего человека определена этими двумя событиями: мы приходим в мир, когда Господь уже вознесся, но самое главное, что мы должны в своей жизни получить, это дар Святаго Духа. Дух был ниспослан на человечество, но Он не стал еще нашим, не вошел в наше сердце. И поэтому мы находимся сейчас в состоянии, подобном тому, в котором находится Церковь между Вознесением и сошествием Святаго Духа. И если мы забываем об этой цели, ради чего все, то грош нам цена.

Святые отцы, сегодня нами почитаемые, напоминают нам о том, к чему мы призваны, какой дар мы должны пытаться стяжать в своих сердцах. Конечно, говорить, рассуждать, мыслить об этом можно много. Но главное – это все-таки приступить к этой серьезнейшей работе, к которой Церковь нас призывает. Это самое сложное – исполнять заповеди не во сне и не в мыслях, а наяву. И тот, кто борется с грехами, со страстями и с похотями, знает, как это непросто. Но за исполнение этих заповедей ждет нас великий дар – знание Бога Отца и Того, Кого послал Он, то есть Иисуса Христа, а это и есть жизнь вечная. В сегодняшний день всем нам, дорогие братья и сестры, желаем, чтобы на путях стяжания истинной любви к Богу проходила наша жизнь.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 7-ю по Пасхе, Святых 318 богоносных отцов

Первого Вселенского Собора.

09.06.2019

Дата последнего изменения: 16.06.2019