Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. 05.05.2019

Христос Воскресе! Первая Неделя, первый воскресный день по празднику Пасхи, по Светлой Седмице именуется Антипасхой, что значит в переводе с греческого «праздник вместо Пасхи». В Ветхом Завете праздник Пасхи длился восемь дней, и число восемь является символом бесконечности.

В определенном смысле мы говорим, что и праздник Пасхи Новозаветной длится восемь дней: он начинается с праздника Пасхи и заканчивается именно днем Антипасхи.

Сегодня Святая Церковь славит Господа, Который нисходит во ад. Величание празднику свидетельствует о победе жизни над смертью и о том, что Господь Своею смертию попирает смерть. Но тот, кто вслушивался в слова величания, не мог не обратить внимания на то, что, по утверждению Святой Церкви, Господь всех нас совоскрешает с Собою. Верующему человеку, который Великим постом постился, каялся в грехах, пытался исполнить и исполнял заповеди Христовы, эти слова величания ложатся на сердце, согревают его, наполняют неизреченной радостью, потому что внутреннее чувство верующего подсказывает, что это действительно так.

Но что, если человек этого не чувствует? Что тут поделаешь, это значит, что сердце еще пока грубо, оно не открылось для Божественной любви, но время есть, Господь щедр, многомилостив и долготерпелив. Он даст обязательно человеку время для покаяния, если человек сам возжелает этот подвиг покаяния совершить.

Святая Церковь славит Господа, Который нисходит во ад. Величание празднику свидетельствует о победе жизни над смертью и о том, что Господь Своею смертию попирает смерть.

Святая Церковь говорит нам, что Господь нисходит во ад, Он нисходит во ад душой, с которой соединено Божество, и там попирает эту вечную державу смерти, а потом воскресает и является святым апостолам.

Ученики были глубоко опечалены, с лицами мрачнее тучи, они не знали, куда им деться от горя, и вдруг является Воскресший Господь дверями затворенными. И свидетельствует безоговорочно, безапелляционно, что это Он, и апостолы понимают, что другого быть не может, и сердца их исполняются неизреченной радостью. Господь обращается к ним со словами: «Радуйтесь!». Но потом их оставляет.

Сегодня мы совершаем память апостола Фомы, который отсутствовал в то время, когда Господь впервые по Воскресению Своему явился ученикам (см.: Ин. 20, 19-31). Очень неожиданной явилась картина, представшая очам Фомы: он покинул апостолов опечаленными, плачущими, но по возвращению в сионскую горницу он видит, что они сияют радостью и веселием неизреченным, и слышит о том, что они видели Воскресшего Господа.

Апостол Фома – один из наиболее чутких апостолов, быстро реагирующий на слова Господа (см.: напр. Ин. 11, 16). Он сразу понимает, что если действительно воскрес Христос, а свидетельство этого он видит на лицах апостолов, значит, мир перевернулся, абсолютно все в мироздании изменилось, тональность жизни стала совсем другой. Что может быть для человека блаженней, чем осознание того, что Христос воскрес и нас совоскресил с Собой?

Если воскрес Христос, значит, мир перевернулся, абсолютно все в мироздании изменилось. Что может быть для человека блаженней, чем осознание того, что Христос воскрес и нас совоскресил c Собой?

И вот, апостол Фома свидетельствует перед нами свое неверие: он говорит, что до тех пор пока не увидит Воскресшего Христа, пока не вложит в ребра Его, в язвы Его, свои персты, не будет иметь веры (Ин. 20, 25). Потому что апостол Фома понимает: слишком важным является то событие, о котором свидетельствуют апостолы. И через восемь дней, говорит нам Евангелие, Воскресший Христос вновь является ученикам, когда апостол Фома находится с ними.

И когда Христос Воскресший, обращаясь к Фоме, говорит: «Иди и вложи руки свои и пальцы свои в ребра моя прободенные и в язвы от гвоздей», – то апостол Фома моментально осознает, что слова Христа означают: восемь дней назад, когда Фома сказал эти слова, Христос был близ, Он все знает. А это значит, Он не просто Мессия, Он – Бог. И тогда, по объяснению многих святых толкователей, Фоме больше не представляется необходимым прикасаться к язвам Господа, потому что здесь акт осязания уже не важен. Апостол Фома исповедует то, что перед ним Бог, явившийся во плоти, он свидетельствует: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).

Ублажая апостола Фому и прочих апостолов, Господь ублажает, наверное, больше не их, а нас. Почему? Потому что Господь говорит Фоме: «Ты видел Меня и уверовал, но блаженны невидевшие и уверовавшие» (см.: Ин. 20, 29). Апостолу Фоме не хватило веры, ему нужно было увидеть и засвидетельствовать своими органами чувств то, что Христос воскрес. А Христос говорит, что тот, кто уверует без всего этого, тот будет еще более блаженным. И произнося эти слова, Господь, наверное, включает в число этих блаженных миллионы людей, которые на протяжении вот уже двух тысячелетий веруют в Христа и спасаются. И каждого из нас Господь тоже призывает к такой вере.

Фоме не хватило веры, ему нужно было увидеть и засвидетельствовать органами чувств то, что Христос воскрес. А Господь говорит, что тот, кто уверует без этого, будет еще более блаженным.

А что может быть драгоценней для человека, чем веровать в то, что Господь воскрес? Нередко бывает, что, например, в воскресный день после Святого Причастия верующий приходит домой и остается наедине с собой, и вдруг его взгляд падает на икону или лампаду, на священную книгу, и человеку становится неизреченно хорошо: мир Христов осеняет душу, согревает сердце, просветляет ум, неизреченным языком в его сердце начинает говорить о том, что Христос воскрес. Все это свидетельствует о том, что для верующего человека Воскресение Христово, или праздник Святой Пасхи, – это всегда торжество православия.

Но человек иногда даже во дни Святой Пасхи не чувствует себя радостно. Воскрес Христос, не воскрес Христос – человек как белка в колесе крутится в своих делах и только краем сознания понимает, что надо бы порадоваться, поскольку Господь воскрес. Дети иногда скажут: «Воскрес Христос, давайте радоваться!». Но внутреннего, глубинного чувства радости нет. Почему? Ответить на этот вопрос не всегда просто: у всех свои причины, но порадоваться Христу и Его воскресению – это, несомненно, в наших руках. Господь приносит нам величайшее таинство, которое называется таинством веры. Вера наша – это доверие тому, что все так, как говорит нам Господь.

Вот как об этом говорит Святитель Иоанн Златоуст: «Вера недостаточна для спасения, но чтобы не спасать нас без нас, Бог требует от нас веры. Вера спасает, но не сама, а через Бога; Бог хочет – и вера спасает».

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем вам пасхальной истинной радости о том, что воскрес Господь и нас всех c Собою совоскресил посредством веры. Аминь.

Христос Воскресе!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха,

 05.05.2019

 

 

Дата последнего изменения: 12.05.2019