Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу 6-й седмицы, ваий. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. 20.04.2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Лазаревой субботой! Тот, кто близко знаком с Евангелием от Иоанна, – оно сегодня читалось за Божественной Литургией – не может не восхищаться тем величайшим чудом, которое совершает Господь, воскрешая Лазаря Четверодневного (см.: Ин. 11, 1-45).

Священное Писание говорит, что Христос, находясь в отдалении от Вифании, умышленно дожидается, чтобы Лазарь умер и прошло несколько дней, чтобы ни у кого не возникло сомнений в его смерти. Лазарь не заснул и не погрузился в летаргический сон, нет, он действительно умер. Его оплакали, отпели, омыли, замотали в саван и погребли. И пещеру, где он был положен, закрыли камнем.

Итак, после нескольких дней Господь приходит в Вифанию и видит плачущее общество, поскольку Лазаря все любили – и его сестры, и многие иудеи, которые относились с почтением, уважением, любовью к этой семье.

И когда Господь начинает общаться с этими людьми, как истинный человек Он тоже приходит в состояние великого смущения. Священное Писание говорит нам, что Он дважды пытается запретить Своему духу. Что запретить? Запретить по-человечески расплакаться. И Ему жалко Лазаря, Он тоже любит его.

И вот здесь стоит задать вопрос: о чем плачет Господь? Ведь Он Сам сказал сказал Марфе: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25). Он не плачет о том, о чем плачем обычно мы, когда погребаем умершего и расстаемся с покойником. Ведь Он знает, что пройдет несколько минут и Он воскресит Лазаря. Он не может поддаться именно этим человеческим мыслям.

Господь плачет о человечестве обезбоженном и неодухотворенном, которое, имея Откровение об истине, о спасении, о Боге как о Боге Жизни, отказывается верить Ему и покоряется вечной смерти.

Апостол Павел неслучайно говорит: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Сол. 4, 13). То есть плачет тот, кто упования о воскресении не имеет. Но ведь Господь есть воскресение и жизнь. А почему Он плачет? Он плачет о человечестве обезбоженном и неодухотворенном, которое, имея Откровение (а в лице иудеев мы можем об этом говорить) об истине, о спасении, о Боге как о Боге Жизни, как о Боге Живом, отказывается верить Ему и покоряется вечной смерти.

Но чтобы вырвать человечество из страшных уз вечной смерти, Христос являет величайшее чудо. На вопрос Христа: «Где положили его?», – Марфа отвечает, что Лазарь четыре дня находится во гробе и уже смердит, то есть тело начало разлагаться. Но Господь повелевает отвалить камень от пещеры, где погребен Лазарь. И глядя на небо, помолившись Отцу, прославив Его и сказав о том, что это делается ради славы Отца и для того, чтобы уверовали во Имя Его, Христос говорит: Лазарю! Гряди вон! (Ин. 11, 43).

И тогда Божественная сила выносит Лазаря, как говорит Писание, обвязанного по рукам и ногам. Лазаря никто еще не развязывал, он не может двигаться сам, но Божественная сила выводит его из гробницы. И Господь повелевает: Развяжите его, пусть идет (Ин. 11, 44). Конечно, все те, кто присутствовали при этом величайшем событии, были ошеломлены явлением Божественной силы.

Лазарь символизирует ум человеческий, Марфа – человеческое тело, Мария – человеческую душу. Человеку открыть для ума Бога бывает так же трудно, как, с нашей точки зрения, воскреснуть Лазарю.

Какое отношению к каждому из нас имеет этот текст? Многие святые толкователи говорят о том, что Лазарь символизирует ум человеческий, Марфа – человеческое тело, Мария – человеческую душу.

И, пожалуй, самое сложное, как ни странно это будет звучать, это оживить, воскресить человеку свой ум. Не в том смысле, что ум наш бездействует, когда мы находимся в состоянии неверия, нет. Он может двигаться, работать, он может рождать какие-то мысли. Но речь идет о другом. Дело в том, что ум категорически отказывается соединить свои познания о мире со знанием о Боге. И это есть свидетельство того, что он не воскрешен, а умерщвлен. И нередко душа, чувствуя приближение Бога, а иногда и тело, плоть наша, работая Господу, исполняя заповеди телесные, начинают уму посылать сигнал о том, что Господь жив, о том, что Он близко, но ум отказывается это понимать.

Человеку прийти умом к Богу, открыть для ума Бога, вместить это познание бывает так же трудно, как, с человеческой точки зрения, воскреснуть Лазарю. Только по милости Божией, когда приходит Господь и открывается душе, ум начинает каким-то образом реагировать на это, но не потому, что он сам это может сделать, а исключительно потому, что душа и сердце человека беспокоятся о нем. Тогда Божественная сила повелевает уму человека, выводит его, связанного знанием законов бытия и мира сего, из гробницы, то есть оттуда, где нет Божественной жизни, на духовный свет, повелевает ему освободиться от пут, чтобы он сам двигался по направлению ко Господу.

Божественная сила выводит ум человека, связанный знанием законов бытия и мира сего, на духовный свет, повелевает ему освободиться от пут, чтобы он сам двигался по направлению ко Господу.

В сегодняшний день Лазаревой субботы, когда мы стоим на пороге Страстной седмицы в преддверии светлого праздника Пасхи, зачалом о воскрешении Лазаря Четверодневного Церковь хочет сказать нам, что для Бога нет ничего невозможного. Он может абсолютно все, даже то, что по-человечески, по действию нашего плотского мудрования, кажется нам абсурдом, безумием. Врачи скажут, что через несколько минут после остановки сердца мозг невозможно оживить. Но истлевающий мозг человеческий воскрешает Господь Своею силою, не посоветовавшись с врачами. Он делает это Своим всемогуществом.

И очень важно, чтобы мы своим умом более чутко и с любовию реагировали на то, что просит нас делать Господь, и не подвергали это гиперкритическому анализу: а как оно будет? А что со мною станет? А возможно ли это? Нет, если Господь говорит, Всемогущий и Премудрый, значит, надо сделать. И тогда для ума откроется свет, жизнь и тепло Божественной жизни и, подобно Лазарю Четверодневному, мы услышим от Господа блаженнейший глас: «Пусть идет», – пусть идет в Царство Небесное и ведет всего человека в вечную, блаженную нескончаемую жизнь!

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в субботу 6-ой седмицы, ваий. Лазарева суббота.

Воскрешение праведного Лазаря,

 20.04.2019

Дата последнего изменения: 28.04.2019