Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. 31.03.2019

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодняшний день именуется Неделей Крестопоклонной. По обычаю Святая Церковь в середине Великого поста износит Крест Господень в центр храма для укрепления душевных и духовных сил верующих.

Взирая на Крест, вдохновляясь подвигом Спасителя, верующий человек готовится должным образом к празднику светлой Христовой Пасхи.

И евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, наверное, является одним из самых главных (см.: Мк. 8, 34-38, 9, 1). Таких важных текстов немного в Новом завете. Евангелие от Марка приводит слова Господа:  Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 35-37)

Святые отцы, вчитываясь в эти слова Христа Спасителя, свидетельствуют о том, что они являются важным откровением для человека. Откровением о том, что грех так глубоко вошел в глубины нашего естества, что как бы срастворился с самим человеком, с самой его жизнью, и поэтому для человека отказ от греха становится отказом от жизни, отказом от самого себя.

Грех так глубоко вошел в глубины естества, срастворился с человеком, с самой его жизнью, что отказ от греха становится для человека отказом от жизни, отказом от самого себя.

А это значит, что человек, который желает спасения и пытается бороться с грехом, изжить из себя грех, режет себя по живому, ему неприятно, ему больно, ему невыносимо становится от борьбы с грехом. И поэтому человек часто начинает лукавить на пути спасения, и вместо того, чтобы заниматься действительно изживанием грехов, страстей, похоти, он лукаво придумывает для себя извинения, как можно не бороться с грехом и в то же время быть верующим.

Если мы внимательно вчитаемся в апостольские чтения, посвященные преподобным отцам, то, наверное, наше внимание привлекут слова апостола Павла: А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Мы часто эти слова относим к преподобным, ведь именно они распяли свою плоть со страстьми и похотьми. Но вне контекста богослужения эти слова апостола Павла определяют универсальный принцип, кто Христов, а кто не Христов. Он очень простой: если ты плоть со своими страстьми и похотьми распял, то ты Христов, а если не распял, то ты не Христов, и третьего не дано. И если от этого критерия отталкиваться верующему человеку, то, наверное, единицы, а может быть, и меньше, могут сказать, что они распяли свою плоть со страстьми и похотьми. А что это вообще значит – распинать? 

Посмотрим на себя и скажем честно: идет ли у нас это распятие? Конечно, нет, его нет и в помине: разве мы не доедаем, разве мы не досыпаем, разве нас кто-то сильно обижает и нам невыносимо жить?

Человек начинает лукавить на пути спасения: вместо изживания страстей и похоти он придумывает для себя извинения, как можно не бороться с грехом и в то же время быть верующим.

Что же нам делать, находясь в этих условиях бытия, как нам свою плоть распинать? Похоть – это то, что противоречит заповедям, что претит Господу. Мне хочется сделать то, что, я знаю точно, не является исполнением закона Божия. И вот из таких похотей по сути дела складывается вся наша жизнь, которая есть не что иное, как игра в то, как обмануть заповедь Божию, чтобы похоть свою удовлетворить. И на фоне этого удовлетворения постоянного в нас открываются страсти, и мы начинаем ими жить.

Господь говорит: «Нужно потерять душу свою, а не сберечь, чтобы сохранить ее для вечной жизни». А мы ведь делаем все наоборот. Мы сберегаем эту душу, мы напояем ее потоками не благодати, а вечной смерти, она входит в нас широко и глубоко. Но страшным падением болезнующему нашему естеству она представляется как жизнь. И поэтому вместо того, чтобы распинать, мы удовлетворяем постоянно наши похоти плоти.

Так что же нужно сделать человеку, чтобы, живя вот так в миру, как мы живем, пытаться начать этот подвиг распятия своего естества со страстьми и похотьми?

Мы знаем, что распинание плоти не начинается на путях отказа от того, что у нас есть. Нет, все гораздо глубже. Господь  неслучайно говорит о том, что если в Ветхом завете было запрещено убивать, то теперь не гневайся вовсе (см.: Мф. 5, 21-22), если запрещено было в Ветхом завете прелюбодействовать, то теперь нельзя даже смотреть с вожделением на женщину (см.: Мф. 5, 27-28). То есть все начинается с самого главного источника, движущим здесь выступает сердце человека, и поэтому удовлетворение страсти или похоти есть не что иное, как свободное желание, волеизъявление человека так поступить. Поэтому распять плоть со страстьми и похотьми – это усилием воли отказать себе в том, что ты хочешь, не пожелать этого. А как можно это сделать?

Главным источником страстей выступает сердце человека. Поэтому распять свою плоть со страстьми и похотьми – это усилием воли отказать себе в том, что ты хочешь, не пожелать этого.

Тот, кто постится, знает, что очень простой способ. Ведь мы постимся не по собственному желанию, нам неприятно, но мы постимся. Что мы делаем? Мы исполняем волю Церкви Христовой. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, тот, кто исполняет волю Церкви, встает на пути распятия своей плоти со страстьми и похотьми.

Это бывает непросто, и Господь сказал: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18). И мы знаем, что стоит начать работать церковной воле, сразу обрушивается на человека масса смущающих мыслей, которые приходят и извне, от наших ближних, и от нас самих. Человек начинает сомневаться: все ли нормально у меня с головой? Ведь люди тычут в меня пальцем и говорят, что я ненормальный. Но то же самое было и со Христом, то же самое было и с апостолами, поэтому здесь нет ничего удивительного. Оно так и должно быть.

Являемся ли мы исполнителями воли Божией и воли Церкви? Здесь может быть только один критерий: исполняя эту волю, я открываю для себя любовь Христову, я понимаю, что Господь именно по любви открывает мне необходимость так поступать. Ведь Он меня любит, желая мне вечного спасения, Он создал нас для этого, и поэтому ведет меня по жизни путем лишения и скорбей, чтобы я смог распять свою плоть со страстьми и похотьми.

Но на этом пути легко сделать ошибку. В чем она заключается? Это ошибка тех, кто живет в этом мире. Все инстанции, социальные, бытовые, государственные, мы привыкли воспринимать именно как средство, которое призвано доставить земное благо человеку. И увлекаясь таким восприятием всего того, что нас окружает, мы и Церковь начинаем воспринимать как нечто, что должно приносить нам благо земное. Не будет такого никогда. «Господь пострадал за нас и оставил нам пример, да последуем стопам Его», – говорит апостол Петр  (см.: 1 Пет. 2, 21). Господь не принимал участия в благах земных, в роскошествовании, наоборот, Ему не было, где главу приклонить (см.: Мф. 8, 20). Он прошел тесным путем скорби, постоянно обличаемый, обвиняемый.

Бог меня любит, желая мне вечного спасения, и поэтому ведет меня путем лишения и скорбей, чтобы я смог распять свою плоть. Господь сам прошел тесным путем скорби, постоянно обличаемый.

Конечно, если бы не был человек лукав, ему можно было бы дать иной способ спасения. Как говорят некоторые, «Ты стал ликующим чадом Божием и теперь жди, пока придет рай». Но нет, человек лукав, он никогда не сможет выстоять в любви к Богу, находясь в таких благоприятных условиях. И поэтому Господь дает нам способ лишений и страданий. А мир ненавидит таких людей.

Христос сказал народу: Пришел Иоанн Креститель, ни хлеба ни ест, ни вина не пьет, и вы говорите: в нем бес (Лк. 7, 33). И ничего другого мир по отношению к истинным последователям Христовым сказать не сможет. И что же теперь? Смотреть на мир, как он будет тыкать в нас пальцем, у виска крутить, говорить: вы ненормальные? Да пусть говорит, какие здесь проблемы? У нас проблемы могут быть только с Богом, если мы постыдимся Его в роде прелюбодейном и грешном (см.: Мк. 8, 38).

И поэтому в такие дни, как Крестопоклонная Неделя, еще и еще раз стоит задуматься о том, что такое есть несение креста. Здесь самым главным, что мы должны понять и принять, является необходимость быть покорным Божественой воле, которая реализуется через уставы Церкви, призывающей нас жить так, чтобы в рай войти, а не пойти в погибель вечную.

И поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, разрешите всем нам пожелать, чтобы послушание Матери-Церкви было у нас не только на словах, но и в делах. Пусть никто не видит этого послушания, важно, чтобы мы перед Богом были честны и во что бы то ни стало пытались исполнить все то, что Он нам повелевает. Вот тогда мы никогда не посрамимся и приобрящем свою душу для Бога и вечной жизни. И тогда мы откроем, что душа человека в глазах Божиих настолько велика, что все сокровища мира, вместе взятые, никогда не сравнятся с ней.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную,

31.03.2019

Дата последнего изменения: 05.04.2019