Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. 24.03.2019

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Во вторую Неделю Великого поста, во второй воскресный день мы традиционно чествуем святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского.

Мы прославляем его как защитника православного учения о том, что Божественная благодать есть Божественная энергия, не сотворенная, а исходящая из Божеской сущности.

Сегодня Святая Церковь делает акцент на этой части православного учения о спасении, так как в Великий пост человек по-особому задумывается, что он должен сделать, чтобы его наследовать. Церковь утверждает, что без дара Божественной благодати никому не представляется возможным спастись, чтобы человек не мечтал, не думал о себе. Если не будет дана нам в дар укрепляющая, вдохновляющая и спасающая Божественная сила, не сможем мы войти в Царство Небесное.

Но когда мы пытаемся стяжать дар благодати – а ведь все, что мы делаем в православии, направлено на то, чтобы дар благодати получить, – мы начинаем понимать, какая это непростая задача, потому что человек очень сложное существо. И учение о спасении тоже непростое.

Все, что мы делаем в православии, направлено на то, чтобы стяжать дар благодати. Но оказывается, что это трудная задача: и человек сложное существо, и учение о спасении непростое.

Мы говорим, что христианство – это наука из наук. Мы знаем, что любая наука требует очень внимательного, пристального изучения, рассмотрения, приложения трудов. Допустим, человек очень хочет научиться играть на музыкальном инструменте. Разве у него получится просто взять в руки инструмент и сразу сыграть на нем что-то красивое? Конечно, нет. Не зная даже нот, такой человек может ужаснуться: как это сложно! Смотря на игру других, он восхищается их подвигом, усидчивостью, теми трудами, которые они положили для того, чтобы научиться так играть. То же самое и с любой точной наукой. Мы знаем: чтобы решить сложнейшую задачу, нужно сначала выучить таблицу умножения, без этого не пойдет дело.

Но когда мы приходим служить Христу, почему нам кажется, что мы, условно выражаясь, имея в руках только барабан, сможем сыграть на нем любое классическое произведение? Не будет такого никогда. И вот в этом смысле сегодняшнее Апостольское чтение – Послание к евреям апостола Павла – ставит акцент на том, чем мы должны заниматься (см.: Евр. 1, 10-14, 2, 1-4). Конечно, славянский текст может быть не очень понятен из-за разницы в языках, но он непонятен нам еще и по другой причине: поскольку мы не живем духовной жизнью.

Апостол говорит, что в Ветхом завете Откровение было дано через ангелов. Если человек не хотел его исполнять и жить по законам Божиим, он наказывался за то, что не верил закону. Но тогда какое оправдание будем иметь мы, получившие закон в Новом завете из уст Самого Сына Божия, пришедшего нас спасти и уверившего нас в необходимости его исполнения через тех, кто были самовидцами Слова, то есть через апостолов? Апостол Павел говорит о том, что нам надлежит «лишше внимать слышанному, дабы не отпасть» (см.: Евр. 2, 1) от спасения. А по-русски это значит: нам надлежит быть очень внимательными к тому, что мы слышим в церковном учении, чтобы не сбиться с пути. А что это значит?

По словам апостола Павла, надлежит быть очень внимательным к церковному учению о спасении, чтобы не сбиться с пути. Нужно размышлять, обращаться к тем, кто Духом Божиим растолковал его.

Это значит, что учение действительно непростое. И просто так, с кондачка, что-то услышав, понять его не получится. Нужно рассуждать, нужно размышлять, нужно обращаться к тем, кто Духом Божиим растолковал учение о спасении. Легко принять то, что тебе показалось правильным, за правильное. Но это может быть ложь, и ты будешь долго думать, что идешь путем спасения, а на самом деле уходить все дальше и дальше от Христа. Именно поэтому нужен дар Божественной благодати, которая бы просвещала и освящала ум, входила во все наши составы, в ум, в сердце, во утробу, как мы читаем в молитвах по святом Причащении.

Человеку, замкнутому на себе, легко сбиться с пути, потому что он, упоенный собственной самостью, как бы излучает ложный свет. Мы знаем, что свет во тьме светит, но он не может светить там, где сердце уже занято ложным светом, он туда никогда не войдет. И поэтому Святая Церковь призывает нас к смирению, иными словами, к покаянию, к очищению сердец и умов от этого ложного света гордости, которая отравляет все наше существо и не дает нам правильно воспринять церковное учение. Какое там – быть более внимательным! Услышать бы его, послушать, почитать. Ведь у нас нет на это времени, мы не хотим этим заниматься абсолютно. Поэтому вопрос выбора пути стоит перед каждым из нас.

Святая Церковь призывает к смирению, покаянию, очищению сердец и умов от ложного света гордости, отравляющей наше существо, не дающей правильно воспринять церковное учение.

Сегодняшнее евангельское зачало повествует об исцелении расслабленного: четверо приносят и полагают его к ногам Иисуса и больной получает исцеление (см.: Мк. 2, 1-12). Это также подспорье для нас: пример, на каких путях мы должны строить свое спасение. Нам должно быть внимательными к словам Иисуса: мы знаем, что Господь похваляет людей, которые принесли расслабленного. Они проделали огромный путь со своей ношей, по причине многолюдства не могли войти в дом, поэтому разобрали кров дома, где был Спаситель, через крышу спустили болящего. И Господь говорит расслабленному: «Прощаются тебе грехи».

Казалось бы, принесли человека для того, чтобы он получил исцеление. Но Божественная Истина свидетельствует, в чем заключается главное, – это прощение грехов. А затем, в уверение того, что грехи прощены, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И человек это делает.

Но спросим себя: за что Господь похвалил ближних расслабленного? Его восхитила их вера. В чем она проявилась? В том, что они верили, что Он Бог? Этого мало. В том, что они исполнили закон? Но они не исполнили закон. Более того, они нанесли материальный ущерб тем людям, кому дом принадлежал, разобрав крышу. А хозяева дома, по всей вероятности, были богатые, так как Евангелие от Марка говорит, что сначала открыли кров, то есть сняли черепицу, а потом уже разобрали то, что было под ней. Не каждый мог себе позволить в ветхозаветном Израиле иметь такую крышу.

За что Христос хвалит простых людей, которые принесли расслабленного? Они верили, что Господь выше закона, Он есть само Милосердие. Они верили в то, что Тот, Кто тебе прощает, любит тебя.

Так за что же Господь хвалит этих простых людей, которые принесли расслабленного, или, например, женщину, которая 12 лет страдала от кровотечения, или хананеянку, которая просила об исцелении ее бесноватой дочери? За то что они верили, что Господь выше закона, что Он есть само Милосердие. Верящий же в милосердие верит в то, что Тот, Кто тебя прощает, любит тебя. Вот, пожалуй, и ответ.

Поставим вопрос перед собой: а любим ли мы Бога? Без всяких обиняков, честно, какой ответ можно дать? Разве кто-то скажет: «Да, я люблю Бога»? Что же в нашей душе вместо любви? Пустота. А кого мы любим? А мы любим в Боге себя. Нам Бог нужен исключительно для того, чтобы нам было хорошо. Мы ищем Его и ищем общения с ближними исключительно для того, чтобы ублажить себя. И это, наверное, самая главная причина того, что ничего не происходит с нами.

И тот дар Божественной благодати, который Господь постоянно готов дать нам, который открывает Его для нас в Таинстве Святого Причащения, касается очень немногих сердец. До и после Причащения – никакой разницы не чувствует человек, но списывает свое безразличие на веру: «Я верю, что Господь со мною». Не откликнулось сердце, а почему? Да потому что нет любви.

Сегодняшний воскресный день открывает перед нами тот итог, к которому мы должны прийти, призывает каждого из нас осознать то, что мы не любим Бога, и восхотеть, возжелать по крайней мере умом, сделать это движение в сторону того, чтобы полюбить Его. Пожалуй, это самое главное. И для этого тоже нужен дар Божественной благодати.

А любим ли мы Бога? Нет, мы любим в Боге себя. Мы ищем Господа и общения с ближними, только чтобы ублажить себя. И это главная причина того, что ничего не происходит с нами.

И если человек вдруг начинает тосковать не по Богу, поскольку он Его еще не любит, но по вере и чистоте, ему может прийти другая ошеломляющая мысль о том, что Бог его любит. И от осознания этого начинается сердечное движение человека в сторону спасения. И тогда он действительно начинает слышать в церковном учении слова сегодняшнего Евангелия: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Потому что каждому из нас, каждой душе, которая погибает в греховных страстях, требуется услышать призыв к восстанию. Когда больной человек встает на ноги, получив исцеление, кровь от головы отливает и человек начинает нормально ориентироваться в пространстве. Точно так же бывает и в духовной жизни.

В сегодняшний день особым образом Церковь призывает нас поверить в то, что это возможно для каждого из нас – полюбить Бога и быть вместе с Ним. Тогда и грехи нам простит Господь, мы встанем и пойдем в дом, в отечество свое и просветимся светом благодатным. Самым важным в нашей жизни будет то, что мы с Богом. А мысль, которая часто довлеет над человеком греховным: есть ли Бог и какие свидетельства Его существования, – отпадет как ненужная. Потому что переживание сердцем присутствия Бога будет как самая мощная, как самая главная реальность, которая есть в нашей жизни.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю Великого поста. Святителя Григория Паламы,

архиепископа Фессалонитского,

 24.03.2019

 

Дата последнего изменения: 28.03.2019