Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице. 23.12.2018

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское повествование, где говорится о том, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос исцелил десять прокаженных мужей (см.: Лк. 17, 12-19).

Евангелие от Луки сообщает нам о величайшем чуде: Господь одним только словом исцеляет от неизлечимой болезни десять прокаженных человек по их просьбе. Христос говорит: «Пойдите и покажитесь священнику». И когда они пошли, говорит Священное Писание, они очистились.

Живя в миру, в современной цивилизации, мы, скорее всего, просто не представляем себе, что такое проказа, поэтому это чудо может нам показаться не таким уж значительным. Но совсем не так думают о проказе, о лепре, люди, знакомые с ней. В свое время святитель Николай Сербский сказал, что исцелить прокаженного человека, а тем более десятерых, одним словом, это практически то же самое, что воскресить из мертвых.

Проказа – страшная болезнь, которая заставляла тело человека разлагаться заживо, захлебываться в гное. И у этих людей обезображивались лица из-за того, что отмирала ткань, отваливались куски мяса, волосы выпадали. Ветхий завет запрещал таким людям находиться в обществе, потому что болезнь была заразной, и они пребывали в резервациях, носили особую одежду, имели специальные опознавательные знаки. При встрече с людьми несчастные вынуждены были не то что кричать, у них голоса не было, поскольку гортани тоже были сгнившие, а хрипеть и сипеть: нечист, нечист!

По словам святителя Николая Сербского, исцелить одним словом прокаженного человека, а тем более десятерых, это практически то же самое, что воскресить из мертвых.

И вот таких десятерых встречает Господь в пределах Десятиградия, и они кричат Ему, если можно это назвать криком: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!». И Господь их исцеляет: когда они пошли, послушные Его голосу, к священнику, то вдруг увидели, что их обезображенные тела стали здоровыми, что они стали дышать, слышать и видеть нормально, мир воспринимать естественно. И когда Священное Писание говорит, что один из них, возвратившись, начал кричать великим голосом и благодарить Господа, за этим тоже много стоит: его голос вернулся, он мог уже не только хрипеть и сипеть, он петь мог Богу песнь.

Этот человек приходит и падает Христу в ноги с благодарностью за то, что было сделано. Христос вопрошает: «Десять очистились, а где девять?». Почему они не вернулись воздать славу Богу? Ведь на их глазах, в их естествах совершилось величайшее чудо преображения, они не могли его не почувствовать. Как можно было не вернуться и не возблагодарить? Сложный вопрос.

Но мы не можем понять их поступка по одной простой причине: мы сами все время забываем благодарить и Господа, и ближних своих, и всех тех, кто пытается нашу жизнь каким-то образом сделать более комфортной и уютной. Все это нам дает Господь, через ближних нам посылает в виде удобств с единственной целью: чтобы наше время на покаяние было продлено и мы, в хороших условиях находясь, каялись перед Богом и благодарили Его за то, что у нас есть.

Господь хочет, чтобы мы Его благодарили, не потому, что нуждается в этом. Умение благодарить нужно нам самим: иначе мы не можем вступить в богообщение, которое и есть спасение.

Господь хочет, чтобы мы Его благодарили, но не потому, что нуждается в этой благодарности: Он всеблаженен и вседостаточен и Ему ничего от нас не надо – ни нашей молитвы, ни нашей благодарности. Но по любви к нам Он делает так, чтобы мы Его благодарили, поскольку это очень надо нам самим, без этой благодарности к Богу мы не можем вступить в богообщение, которое и есть спасение.

Когда человек всем своим естеством и существом благодарит Бога, он учится Его любить, потому что благодарность есть проявление любви, и соединяется с Господом. А соединяясь с Источником вечной блаженной жизни, мы становимся причастниками этого блага и вечной жизни. И поэтому Господь часто посылает нам искушения и скорби, без которых мы бы забыли о Господе, не вспоминали о Нем, не возблагодарили бы Его.

И все же, почему девять исцеленных от проказы не вернулись поблагодарить Господа? Как мы помним, они были иудеями, а десятый, возблагодаривший, был самарянином. Можно предполагать, что эти люди, пытаясь исполнить те заповеди, которые закон предписывает человеку для стяжания праведности, были уверены, что делают должное перед Богом, и поэтому волей или неволей Бог становится как бы должен им сделать благодеяние. И когда они получают исцеление, у них появляется мысль: «Вот этот долгожданный момент, мы выторговали у Бога то, что просили». Но поскольку они уже заплатили молитвами, постами, бдениями, акафистами за это великую цену, то, соответственно, они Богу уже ничего не должны. Он был им должен и поэтому им воздал. И зачем еще возвращаться и благодарить?

Благодаря Бога всем естеством, человек учится Его любить, потому что благодарность есть проявление любви, и соединяется с Господом, становится причастником вечной жизни.

Но опять же это хорошо иллюстрирует нашу жизнь, потому что все то, что нас окружает, говорят святые отцы, это великая милость Божия, это великое милосердие Божие, но мы это не чувствуем. Ведь нам кажется, что все так заведено, все так устроено, все само собой крутится. И наше отсутствие благодарности свидетельствует о зацикленности на себе. А Господь нас хочет вывести из этого порочного круга и дает нам заповедь благодарения. Богослужение, в котором мы сейчас с вами участвуем, называется Евхаристия, то есть благодарение. Оно направлено исключительно на одно: чтобы засвидетельствовать перед человеком, насколько он неблагодарен.

Если благодарность есть проявление любви, то отсутствие в нашей жизни желания благодарить наших ближних, родителей, детей, родственников свидетельствует о том, что мы не любим никого абсолютно, кроме самих себя, и нам никто не нужен. Мы ведь и к Богу в храм пришли ради самих себя: нам Бог не нужен, нам нужны мы, счастливые, исполненные радости, желательно вечной радости. А Господь говорит, что не в этом благо, в этом смерть вечная. И просит, чтобы мы учились, хоть иногда, хоть сквозь зубы цедить эти слова благодарности к Богу и к ближним, чтобы мы заставляли свои сердца напрячься в этом подвиге, чтобы мы отворили, выпустили дурную кровь, злую энергию из своих сердец.

Когда человек по слову Божию учится благодарить, то Господь тотчас приходит на помощь. И человек вдруг открывает для себя, какое это благо – быть благодарным.

И когда человек по слову Божию начинает пытаться учиться благодарить, то Господь тотчас приходит на помощь. И человек вдруг открывает для себя, какое это благо – быть благодарным. Он начинает чувствовать в своем сердце такой ток любви, идущей к нему от ближних и дальних, от Церкви Христовой, что начинает купаться, захлебываться в счастье истинном и блаженном, которое есть любовь от Бога, от Духа Святаго посылаемая.

В сегодняшний день Святая Церковь, предлагая нам это евангельское зачало, говорит о том, что мы нуждаемся в умении благодарить. Это не наш долг и не наша обязанность по отношению к нашим ближним, нет. Никто никого не может заставить, потому что спасение строится только на путях любви и свободного волеизъявления. Но мы должны осознавать, что без этого нам не войти в Царство Небесное. И не потому, что нас туда не пустят, а потому, что мы не можем быть для него готовыми, достойными.

Всем нам, дорогие братья и сестры, я хочу пожелать, чтобы мы никогда не забывали о необходимости благодарить всех и вся. Никогда не ленились, никогда не стеснялись это делать и всячески пытались культивировать эту самую великую, главную заповедь от Господа. Помощи Божией всем вам, дорогие братья и сестры!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 30-ю по Пятидесятнице,

 23.12.2018

Дата последнего изменения: 28.12.2018