Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Празднование Казанской иконе Божией Матери. 04.11.2018

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с воскресным днем, а также с празднованием в честь Казанского образа иконы Божией Матери. Сегодня Святая Церковь прославляет Пречистую и указывает нам на важное событие в русской истории в начале 17 века.

Это был тяжелый и страшный период для русского государства, так называемое смутное время, когда для людей все было как в тумане, непонятно, что к чему, куда идти. Уже не оставалось никаких надежд у русского народа, у Церкви и государства на спасение человеческими силами, нельзя было ничего предпринять, чтобы страна не распалась, чтобы не заполонили ее захватчики. Именно в этот момент заступничество Пречистой покрыло, как покровом, нашу русскую землю, просветило умы истинно верующих людей и дало возможность сохраниться нашему отечеству и Русской Православной Церкви.

Сегодня мы говорим о Дне народного единства. Кто-то говорит об этом празднике в политической плоскости, в экономической плоскости или в любой другой, но если мы говорим о Дне народного единства в Церкви, то мы, по сути дела, говорим о Церкви и больше ни о чем. Потому что Церковь и есть тот богочеловеческий организм, в который включается народ Божий, помимо ангелов, помимо Господа, Который посылает Бога Духа Святаго. Верующие люди составляют Церковь.

День народного единства очень важен, потому что Церковь – это богочеловеческий организм, в который включается народ Божий, помимо ангелов и Господа, посылающего Бога Духа Святаго.

И каждый из нас знает, что единство – это одно из вожделенных состояний не только большого общества, как например страна, не только общества среднего, как республика, город или деревня, не только членов каждой семьи как малой церкви, но единство важно, когда мы говорим даже об отдельно взятом человеке. Потому что если нет единства в самом человеке, если его душа, дух и тело, подобно персонажам известной басни, как лебедь, рак и щука, тянут в свою сторону, то что же ждать тогда от общества? Какое единство будет у такого человека в семье, в его среде, в деревне или в городе, в стране? Конечно, единства там не будет.

А что может нам это единство дать? Комфорт, который нас окружает, деньги, которые обеспечат нам безбедную, спокойную жизнь, отсутствие войн? Оказывается, нет, всего этого недостаточно. Чем больше человек погружается в эту земную суету, тем больше он жаждет единства, понимая, что не может его обрести подобными средствами. Уже на заре русского православия преподобный Сергий Радонежский увидел рознь мира сего и возненавидел ее. Эта рознь буквально каждого из нас пронизывает, как током, не дает покоя ни нам самим, ни нашим ближним, ни тем более нашим дальним.

И поэтому празднование Дня народного единства сложно переоценить, без единства нам никуда. В сегодняшний день мы молим Господа, чтобы Он дал нам возможность быть едиными, по крайней мере с самими собою. А как этого достичь?

В притче богач, живущий светло, думал, что обладает единством, но после смерти попал в ад. Только тогда он осознал, что ему нужно было искать единства с другими людьми.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к евангельскому чтению, которое предлагает нам сегодня Святая Церковь. Это притча о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Мы видим, что в этой притче богач «веселился во все дни светло» и ему казалось, что у него есть единство, потому что ему было хорошо, у него все шло в жизни гладко. Но когда он переступил порог вечности, для него началось нечто страшное. Богач осознал, что не того единства он искал в своей жизни, ему нужно было искать единства с другими людьми. Он начинает просить Авраама помочь даже не ему, а его братьям, чтобы они узнали, как нужно жить правильно, чтобы не постигли их такие же мучения после смерти.

А попал богач в ад по очень простой причине: он пренебрегал нищим Лазарем, который лежал возле его дома, говорит нам Евангелие, на гноище, подобно Иову многострадальному. И такую терпел Лазарь невыносимую боль, что животные бессловесные приходили и лизали струпья его ран, чтобы облегчить его страдания. У животных сердце не выдерживало, а богач спокойно проходил мимо. Проходил, а может, проезжал мимо на своей повозке или карете, и было все у него светло и хорошо.

Возникает вопрос: а вдруг богач по немощи своей не знал о страданиях нищего, так быстро проезжал мимо, что не подозревал, что у его ворот кто-то лежит и мучается? А если бы он узнал об этом, то, может быть, помог бедняку? Но Евангелие свидетельствует, что богач очень хорошо знал, кто лежит у его ворот: когда он обращается к Аврааму, он называет нищего по имени – Лазарь. Значит, он все знал, но ничего не предпринял для того, чтобы помочь этому человеку.

Господь дал богачу материальные средства, чтобы он соединил с собой через эти богатства других людей, открыл душу и сердце для страждущих, но богач замкнул все на себя.

Господь в руки богачу дал хорошие материальные средства, большие деньги, но он замкнул их на себя вместо того, чтобы соединить с собой через эти богатства других людей, которые истинно в этом нуждаются, открыть свою душу и сердце для страждущих людей – тогда бы все встало на свои места. Но он этого не сделал. Ему казалось, что он был очень занят, всем нужен. Но оказалось, что никому он не нужен: все бросили его, и даже то богатство, на которое он уповал, смотрел с вожделением, думая, что очень много лет предстоит ему безбедной, радостной, светлой жизни, отвернулось от него в один момент, и он ничего не смог сделать.

И вот богач, мучаясь в аду, просит праотца Авраама, чтобы хотя бы братья его были извещены о том, что их ждет. Но Авраам говорит для него неожиданные слова: «У твоих братьев есть Моисей и пророки, то есть у них есть Священное Писание, пусть их слушают и назидаются». Но богач в отчаянии вступает в спор с праотцом и говорит: «Нет, пусть кто-нибудь отсюда, из этого мира загробного придет туда и скажет им, тогда это поможет». Авраам говорит: «Нет, если не верят Моисею и пророкам, то даже если кто из мертвых воскреснет, никакой пользы для них не будет» (см.: Лк. 16, 27-31).

Авраам утверждает: то, что мы называем «Моисеем и пророками» или Священным Писанием, это не одна из выдающихся книг в руках человечества, это не шедевр мировой культуры или литературы, это не памятник древнехристианской письменности, нет. Мы называем его Слово Божие. Мы утверждаем, что это Слово Живого Бога, Который пришел во плоти, чтобы на понятном языке донести до нас исключительную по важности информацию, которую мы называем учением о спасении. И мы должны утверждать, что никакой другой информации, выраженной на более понятном языке, чем это сделала Сама Премудрость воплотившаяся, Которая есть Истина и Бог, для нас быть не может.

Пренебрежение Священным Писанием, этим откровением, которое у каждого из нас есть, это настоящее преступление. Мы уподобляемся этому богачу из притчи и братьям его.

Поэтому пренебрежение Священным Писанием, этим откровением, которое у каждого из нас есть, это настоящее преступление. Вспомним, что 50 или 60 лет назад людям было негде купить Евангелие, а сейчас нам доступны тома литературы духовной. И здесь мы безответны, нам нечем оправдать себя в том, что мы не читаем Священные книги. В каком-то смысле мы уподобляемся этому богачу из притчи и братьям его, которые ничего не хотели принимать, а чтобы они поверили, им надо было показать что-то из ряда вон выходящее.

Но Авраам неслучайно сказал: «Если не верят, не хотят довериться тому, что в Священной книге есть, не поверят, даже если кто-то из мертвых воскреснет». И в Евангелии мы читаем, что воскресший Господь явился воинам, фарисеям, но разве это помогло? Конечно, нет, они еще больше лгали на Него, еще больше ненавидели Его, не могли терпеть этих явлений. С чем это связано? С тем, что свое сердце они вовремя не перестроили.

Итак, сегодняшнее празднование в честь иконы Казанской Божией Матери, воспоминание Церквью притчи о богаче и Лазаре свидетельствуют о том, что от нас требуется исключительное доверие Слову Божиему. И это доверие должно нас расположить принимать те факты жизни русского православия именно как вмешательство, а лучше сказать, как постоянное присутствие Силы Божией, Самого Бога в нашей истории. Он постоянно с нами, Он постоянно ведет нас, Он постоянно печется и любит нас.

От нас требуется исключительное доверие Слову Божиему, которое поможет нам принимать факты жизни русского православия как постоянное присутствие Самого Бога в нашей истории.

Может быть, кто-то скажет: как же любит меня Господь, если я так страдаю, и мне так больно, и мне так нехорошо? Но мы говорим о Божественной Любви. Господь пришел и пострадал для того, чтобы нам даровать вечное спасение, Он возлюбил нас особой любовью, жаждущей для нас, ищущей для нас, дарующей нам спасение. И именно в этом смысле нас любит Бог, и как Всеведующий Он знает, каким путем каждого из нас вести. И нам нужно довериться Его благой, угодной, совершенной воле.

И в этом смысле мы прославляем Пречистую, поскольку Она нам практически осязательно являет, что не только Господь, но и Она Помощница наша, Споручница грешных, всегда с нами, наша Нечаянная Радость. Она готова всегда каждому из нас помочь, только при одном условии – если мы сами этого хотим.

В сегодняшний день хочется пожелать, чтобы каждый из нас на своем личном уровне делал все исключительно для того, чтобы мы сами были едины для Бога. Чтобы наши воля, душа, дух, сердце устремлялись в порыве ко Господу. Чтобы в своей любви мы старались это единение или единство распространить на всех тех, кто нас окружает. Если будет это, то тогда никакие невзгоды не страшны для нас. Потому что воистину с нами будет Бог, с нами будет Его благословение, мы будем находиться в пределах нашего отечества, в пределах нашей Церкви как за нерушимой стеной. Да поможет каждому из нас Господь выковывать в себе это единство с собою и с Богом.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Празднование

Казанской иконе Божией Матери,

 04.11.2018

Дата последнего изменения: 22.11.2018