Проповедь протоиерея Георгия Климова в Димитриевскую родительскую субботу. 03.11.2018

Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим за соборную молитву! В день Димитриевской родительской субботы мы пришли в храм помолиться о наших усопших сродниках и о всех тех, кого мы знали, кого любили, всех тех, кто был для нас дорог, кто явился, если можно так сказать, орудием Божественного Промысла для того, чтобы мы были вызваны из небытия.

Мы пришли сегодня в церковь, чтобы исполнить заповедь Божию: чти отца и мать, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле. Вне зависимости от того, насколько близко к нам стоят эти люди, были ли они нашими матерями и отцами, дедушками и бабушками, или это наши родственники, отстоящие от нас на два, три, четыре поколения, мы исполняем заповедь Божию и верим, что Господь по нашему смирению дарует им Вечную блаженную жизнь.

Учение Церкви о себе самой говорит о том, что Она есть единый Богочеловеческий Организм. Поэтому мы понимаем: чем лучше будет им, нашим усопшим сродникам, тем лучше будет и нам, и они это знают, чувствуют, но, к сожалению, в отличие от нас не могут что-то изменить. Все зависит исключительно от нас. И то, что мы приходим в храм и молимся, свидетельствует о том, что мы являемся носителями истинного желания приобщиться к Вечной блаженной жизни.

Существование пакибытия нельзя ни доказать, ни опровергнуть – так устроил Господь, чтобы мы имели возможность постижения Истины через веру, а не через знания.

Но часто даже у верующего человека возникают сомнения, вопросы относительно пакибытия, ведь никто еще не доказал, через формулы, через точные науки, что есть мир иной, как мы его называем. Но ведь никто еще и не опроверг это. Итак, нельзя это ни доказать, ни опровергнуть: так Господь устраивает для того, чтобы мы имели возможность постижения Истины через веру, а не через знания.

В деле спасения все исключительно строится на доверии, которое мы всегда должны иметь к словам нашего Господа. Одними из самых главных слов, оставленных Христом человечеству, являются слова о Причащении Святых Христовых Таин в Беседе о Хлебе Жизни. Господь говорит: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). И далее: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). В другом месте Евангелия от Иоанна читаем: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Итак, если хочет человек иметь Вечную блаженную жизнь, пусть причащается. Разумом мы никогда это не поймем, не ухватим, не докажем, так это или не так. Но мы верим, что это так. Однако примечательно, что в конце этой беседы многие не только из иудеев, но и учеников сказали: «Какие жестокие слова Он говорит, кто это может слушать?» (см.: Ин. 6, 60). И, отвратившись, ушли от Христа (см.: Ин. 6, 66).

Почему? Потому что это не укладывалось в их умах. Христос тогда обращается к Двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?». И апостол Петр отвечает: «Куда нам идти, Господи, Ты имеешь глаголы, то есть слова вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» (см.: Ин. 6, 68-69). Толкователи Евангелия обращают внимание на очередность слов в ответе апостола Петра: сначала вера, потом знание.

Причащение Святых Христовых Таин, участие в церковной жизни как акт доверия открывают нам знание, уверенность в том, что Бог есть, Он жив, Он всегда с нами, Он есть источник Жизни.

Человек часто расположен совсем по-другому подходить к вере, к тому, что происходит в Церкви, к тому, что происходит в его религиозной жизни. Ему кажется, что если он сначала все узнает, то потом обязательно по-настоящему поверит. Но может ли он узнать: есть душа в теле или нет; как жизнь сообщается материи; как оживотворяется весь мир? Конечно, нет.

Именно веры требует от нас Господь. Приступание к Причащению Святых Христовых Таин, участие в церковной богослужебной, литургической жизни – все это как акт доверия начинает охватывать наши сердца и умы, пронизывать нас и открывать нам фундаментальнейшее знание-уверенность в том, что Бог есть, Он жив, Он постоянно с нами, Он есть источник Жизни. От этого человеку становится гораздо легче и проще жить. Человек начинает искренно, по свободному волеизъявлению молиться за тех, кого «нет», но на самом деле они есть.

И свидетельством того, что они есть, выступают слова Самого Христа. В Евангелии мы читаем, что однажды саддукеи пытались уловить Господа и задали Ему трудный вопрос в надежде развенчать учение о воскресении мертвых и о вечной жизни. Господь, отвечая, припомнил им событие из Библии при Неопалимой Купине. Когда Моисей попытался узнать, Кто перед ним, Бог ему открыл о Себе, что Он Бог Авраама, Исаака и Иакова (см.: Мф. 22, 23-32). И Господь упрекает саддукеев в незнании Писаний. Почему? Потому что, когда Бог явился Моисею, Авраама, Исаака и Иакова не было в живых уже около четырехсот лет. Земная жизнь святых патриархов давно закончилась, но Моисею Господь говорит, что Он до сих пор их Бог, а это значит, что они у Него живы. А это значит, что живы у Него абсолютно все: и те, за кого мы молимся, и даже те, за кого мы, молясь, не верим, что они живы.

Если мы скорбим об умерших как язычники, не имеющие упования, которые были убеждены, что с земной жизнью все заканчивается, то мы не можем называть себя верующими.

И поэтому чрезвычайно важно это чувство, это расположение, которое требует от нас Церковь, иметь. А проверить, имеем или не имеем мы его, очень просто. Святая Церковь в дни поминовения усопших постоянно предлагает нам апостольское чтение о том, как Господь придет во славе, как будет второе пришествие, как навстречу Ему изыдут все (см.: 1 Сол. 4, 13-17). Это апостольское чтение начинается со слов: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Сол. 4, 13).

И вот этот призыв «не скорбите, как те, которые не имеют упования» относится непосредственно к нам. Это и есть критерий того, имеем ли мы истинную веру в Вечную блаженную жизнь или не имеем. Если мы скорбим, как язычники, не имеющие упования, которые были убеждены, что с земной жизнью заканчивается все, потом только тьма, небытие, то, наверное, мы не можем называть себя верующими. Если все-таки эти сомнения есть у нас, нужно приложить максимум усилий, чтобы они отступили, как дым, исчезли.

А как это сделать? Через Святую Евхаристию, потому что, когда Господь входит в нас через Причащение Святых Его Тела и Крови, Он в наших сердцах и умах свидетельствует о присутствии Своем, а значит, о Вечной блаженной жизни. И поэтому, молясь об упокоении наших усопших сродников, будем стараться приводить себе на память учение о том, что представляет из себя Церковь, что она возглавляется Христом, одухотворяется и оживотворяется Духом Божиим, Всемогущим, Всеведущим. И тогда мы будем молиться не только о том, чтобы Господь помиловал усопших там, но чтобы Он помиловал и нас здесь, преобразил наши умы, согрел наши сердца Любовью Божественной. Ведь если мы причащаемся Его Крови, а Он есть Сама воплотившаяся Любовь, то, значит, по жилам и венам нашим должна течь Любовь. Будем прислушиваться к себе, будем пытаться почувствовать, что это так, а если не так, то еще и еще каяться, очищаясь от греха, еще и еще Причащаться. И тогда действительно исполнятся над нами великие обетования нашего Спасителя: то, что Он придет с Отцем, и обитель в нас для Себя сотворит, и дарует нам Вечную блаженную Жизнь вместе с радостью о Нем и об этой Жизни, с той радостью, которую у нас уже никто никогда не отнимет (ср. Ин. 16, 22).

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Димитриевскую родительскую субботу,

 

 03.11.2018

 

Дата последнего изменения: 09.11.2018